Бакула, В. Б. Фольклор и литература российских саамов : учебно-методическое пособие / В. В. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. - 100, [1] с. : портр.

Г.М. Керт и Е.Я. Пация предложили следующую классификацию са­ амских сказок: героические и исторические сказания и сказки, волшебные сказки, тотемно-волшебные сказки о животных, бытовые сказки1. Героические и исторические сказания и сказки показывают борьбу саамского народа со своими врагами - чудью, в которой им помогает сме­ калка, хитрость, колдовство. Позже появляются былины2, посвященные героическим подвигам саамских богатырей. В волшебных сказках дейст­ вуют сверхъестественные существа: женщина-паук, чахкли. В тотемно­ волшебных сказках о животных ясно выделяются две группы: заимство­ ванные русские сказки, записанные К.П. Щеколдиным, Н. Брискиным, Н.Н. Харузиным, и сказки, в которых нашло отражение тотемистическое мировоззрение саамов: сказки о медведе, диком олене-хирвасе, другие. В бытовых сказках саамов воспевается любовь к родным местам и романтическая любовь. Записаны саамские сказки о незадачливом старике, который напуган обыкновенной мышью (юмористические сказки). Ряд сказок посвящен взаимоотношению с христианским духовенством. В це­ лом в сказках этого жанра у русских саамов, как и у других народов, на­ шли отражение бытовые и социальные стороны их жизни. Именно в быто­ вых сказках больше всего заметно влияние русской народной сказки на са­ амский фольклор. Для лопарской сказки характерно то, что она всегда привязана к конкретной местности3. Пословицы, поговорки, загадки, приметы, насыщенные емкими, мет­ кими, образными сравнениями, в большом количестве представлены в ра­ ботах Н.П. Большаковой4, Е.И. Мечкиной5, А.Е. Китикова6. В монографии Н.Н. Глуховой и В.А. Глухова на материале пословиц и поговорок саамов представлена система ценностей северного народа: этика, знания, труд, речь, богатство, семья, здоровье, пища. Ученые выявили, что в этической систе­ ме саамов встречается порицание десяти самых распространенных поро­ ков: насилие, лень, жадность, глупость, ложь, неблагодарность, трусость, пьянство, зависть, воровство. По мнению ученых, саамы «опередили» всех финно-угров, глубоко критикуя собственные этические недостатки. Цен­ ным качеством считают саамы ум, однако отмечают, что он не всегда при­ носит ощутимую пользу. Трудовые навыки позволяют выживать в суровых 1 Саамские сказки / Составление, предисловие и примечания Е.Я. Пация. С. 6. 2 Относительно существования былин в фольклоре саамов существуют разные точки зрения. По мнению Беляевой J1.C., в саамском фольклоре нет такого жанра. См. об этом: Беляева Л.С. Саамская этнопедагогика. С. 23. 3 Саамские сказки / Составление, предисловие и примечания Е.Я. Пация. С. 4-10. 4 Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов прошлом и настоящем. С.367-378. 5 Мечкина Е.И. Фольклорные традиции в культуре саамской семьи. С. 28-52. 6 Китиков А.Е. Пословицы и поговорки финно-угорских народов / А.Е. Китиков. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2004. 334, [2] с.; Глухова Н.Н., Глу­ хов В.А. Системы ценностей финно-угорского суперэтноса. 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz