Бакула, В. Б. Фольклор и литература российских саамов : учебно-методическое пособие / В. В. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. - 100, [1] с. : портр.

заключения о старине лопской... Сведения, собранные мною о быте и жизни лопарей, крайне интересны. Это целый новый мир, имеющий мало общего с тем, к чему мы привыкли у себя»1. Саамские сказки собирал М.М. Пришвин2, Н.В. Пинегин3, Н. Брискин4, В.Ю. Визе5. Особый интерес к саамам в литературе наблюдается со второй поло­ вины XIX в. Ряд статей на страницах Известий Архангельского общества изучения русского Севера, нередко принадлежащих перу политических ссыльных (А.С. Ефименко, П.С. Ефименко и др.), знакомят с экономикой, бытом, поэзией и социально-правовым положением саамов6. Разнообразные сведения о быте и духовной жизни русских лопарей собраны в этнографическом очерке Н. Дергачева, отдельный раздел в нем посвящен языческим верованиям саамов, связанным с жертвоприношени­ ем, а также мифологическим представлениям коренных жителей, демоно­ логии, колдунам и колдовству7. Д.Н. Островский в своей работе приводит лопарские предания, по­ священные проводнику православия преподобному Трифону, нойдам, вра­ гам лопарей Чуди и Сталло: «Чудь всегда приходила войском. Сталло все­ гда являлся один с своей собакой. «Сталло» означает человека, закованно­ го в латы, и если название Чудь относится главным образом к Финлянд­ цам, то Сталло представляет русскаго или норвежца, собирающего дань, угнетающаго лопарей». Д.Н. Островский рассказывает о суевериях лопа­ рей, их приметах и колдовских умениях, характеризует песни8. Профессиональными этнографами, изучавшими саамов, были В.Н. и Н.Н. Харузины, командированные в саамские районы в 1887 г. Об­ ществом любителей естествознания, антропологии и этнографии. В моно­ графии Н.Н. Харузина «Русские лопари», которая «на долгое время стала основным источником сведений по этнографии саамов»9, шестая глава по­ священа народному творчеству и анализу саамского фольклора, в приложе­ нии даны пять сказок саамов на русском языке. 1 Немирович-Данченко В.И. Страна холода: В 2 т. Т. I. СПб.: Издание П.П. Сойкина, 1903. С. 369. 2 Северные сказки в собрании Н.Е. Ончукова / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин, дом); подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. В.И. Ереминой. СПб.: Mipb, 2008. 748 с. 3 Пинегин Н. Из сказок Лапландского Севера // Известия Архангельского общества изучения русского Севера. 1910. № 17. С. 27-33. 4 Брискин Н. Лопарские сказки. Архангельск: Губерн. тип., 1917. 12 с. 5 Визе В.Ю. Народный эпос русских лопарей: Материалы // Изв. Арханг. о-ва изучения Русского севера. 1917. № 1. С. 15-24; № 2. С. 65-73. 6 Волков Н.Н. Российские саамы. С. 7. 7 Дергачев Н. Русская Лапландия // Статистический, географический и этнографиче­ ский очерки. Этнография лопской земли. Очерк III. Архангельск: Типография Губернскаго Правления, 1877. 61 с. 8 Островский Д.Н. Лопари и их предания. М.: Типография А.С. Суворина, 1889. С. 3,9. 9 Волков Н.Н. Российские саамы. С. 8. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz