Бакула, В. Б. Фольклор и литература российских саамов : учебно-методическое пособие / В. В. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. - 100, [1] с. : портр.

Тема 2. Фольклор саамов План: 1. История изучения саамского фольклора. 2. Своеобразие фольклора саамов. Материалы к лекции Изучение коренного населения Русской Лапландии российскими учеными связано с созданием Санкт-Петербургской Академии наук (1724 г.) и академическими экспедициями на Север. В 1727 г. в Архангель­ скую губернию была направлена экспедиция Лакроайера, посетившая Ко­ лу, о. Кильдин, Ковду, Кереть и пр. Рукописный «Дневник путешествий по Московии в 1727-1729 гг.», составленный Лакроайером, содержит инте­ ресные описания хозяйства и быта местного населения1. Многие русские литераторы отмечали самобытность и своеобразие жизненного уклада и духовного мира лопарей. Писатель С.В. Максимов осуществил свою «литературную экспедицию» в Лапландию в 1856 г., ее результатом стала известная книга ярких путевых очерков «Год на Севе­ ре»2. Ряд популярных произведений, посвященных обитателям Лапландии, опубликовал известный беллетрист В.И. Немирович-Данченко. Вопреки устоявшемуся в то время мнению ученых о том, что мурманская лопь не имеет народной поэзии, он заинтересовался песнями, преданиями и сказка­ ми северного народа, в его книге содержится ценный материал о психоло­ гии, верованиях и народном творчестве саамов того времени. В песнях пи­ сатель отметил своеобразие и красоту лопарской мелодии, грусть и печаль в мотиве, гармонично сочетающемся с окружающим безлюдьем и недви­ жимым простором Имандры3. В преданиях лопарей Немирович-Данченко отметил характерную черту: «...лопари почти всегда играли страдатель­ ную роль. Лопь редко бьет чудь, шишей и шведов... напротив, чудь, шиши и шведы бьют лопарей. Если лопь и спасается, то только при помощи ве­ дунов или бури»4. Из произведения писателя мы узнаем о культурных ценностях коренного народа в то время: «У лопарей заметно особенное уважение к тем, кто умеет составлять песни и рассказывать старые были­ ны»5, о своеобразии и богатстве народной поэзии: «Помимо своей поэтич­ ности, сказки и песни этого народа дадут этнографу богатый материал для 1 Кошечкин Б.И. Древние религиозные представления и обряды кольских саамов. С. 60. 2 Максимов С.В. Год на Севере: В 2 т. Т. 1. Белое море и его Прибрежья. СПб.: Изд. книгопродавца Д.Е. Кожанчикова, 1859. 638 с. 3 Немирович-Данченко В.И. Страна холода: В 2 т. Т I. СПб.: Издание П.П. Сойкина, 1903. С. 341. 4 Там же. С. 345. 5 Там же. С. 352. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz