Бакула, В. Б. Фольклор и литература российских саамов : учебно-методическое пособие / В. В. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. - 100, [1] с. : портр.

Отделившиеся от своих зауральских родичей венгры переселились в Цен­ тральную Европу, лишь частично сохранив древние мифы. К финно- угорской мифологии близки мифы саамов (лопарей) - охотников, рыболо­ вов и оленеводов севера Скандинавии и Кольского полуострова1. Реконструкцией финно-угорской мифологии занимаются филологи и фольклористы2. По мнению ученых, финно-угорская мифология некогда была единой, об этом говорят общие мифы о сотворении Мира, прежде всего Земли (мифы о водоплавающей птице, которая достает Землю, реже - о птице, снесшей яйцо, из которого был сотворен Мир), миф о мед- веде-первопредке, спустившемся с неба, миф о небесной охоте на гигант­ ского оленя или лося, общие имена богов, которые означают небо, воздух, погоду (финский и карельский Ильмаринен, удмуртский Инмар, Ен у ко­ ми; название небесного божества - финского Юмала, Йомаля коми, ма­ рийского Юмо, саамского Юбмела, Йммеля), общие представления об уст­ ройстве Вселенной (верхний, средний и нижний миры, особая роль Поляр­ ной звезды, благодаря которой держалась мировая ось - гора, столп или гигантское дерево). Верили финно-угры и в существование низших духов - «матерей» и «отцов», «хозяев» - покровителей полей, лесов и источников, дворов и жилищ, родовых покровителей. Древнейшими святилищами были скалы с рисунками-писаницами (или петроглифами)3. Исследователь саамского фольклора, писатель Н.П. Большакова, проанализировав параллели в финно-угорских мифах: общий сюжет о со­ творении мира и земли, космогонические легенды о всемирном потопе, сказки о создании мира, сюжеты о происхождении небесной сферы, ле­ генды о тотемном животном (медведе), отметила: «В мировоззрении саа­ мов считается, что возникновению жизни на земле способствовала жен­ щина, продолжательница человеческого рода, глава в семье. Но так было не только у саамов, по давним преданиям, у манси их первым деятельным человеком на земле тоже была женщина, а мужчина приобрел силу гораздо позднее и только с помощью женщины начал творить добрые дела»4. В монографии Н.Н. Глуховой и В.А. Глухова исследовано единство ценностей финно-угров на материале пословиц и поговорок с помощью ме­ тодов математической статистики, семантического и факторного анализа. В результате ученые пришли к выводу о «глубинной сути общности куль­ 1 Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Изда­ тельство АСТ», 2003. С. 6, 154. 2 Айхенвальд А.Ю., Петрухин В.Я., Хелимский Е.А. К реконструкции мифоло­ гических представлений финно-угорских народов // Балто-славянские исследования. М., 1982. С. 162-172; Хелимский Е.А. Компаративистика, уралистика: Лекции и статьи. М.: Языки русской культуры, 2000. 640, [2] с. 3 Кошечкин Б.И. Древние религиозные представления и обряды кольских саамов. С. 119-120; Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. С. 5-8. 4 Большакова Н.П. Саамский фольклор в контексте фольклора и культуры народов Се­ вера и Сибири. Из архивов Большаковой Н.П. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz