Бакула, В. Б. Фольклор и литература российских саамов : учебно-методическое пособие / В. В. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. - 100, [1] с. : портр.
ных мест с представлениями о культе земли-матери1. Большинство иссле дователей все же рассматривают сейды как духов-хозяев определенной территории, от которых зависела удача в промыслах2. Сакральные свойства приписывали саамы оленьим рогам: отсюда обычай забрасывать рога на крыши домов, прибивать их к фасаду жилища; поклонялись озерам, к которым приносили жертвенные рога оленей, ук рашенные нитками бисера и кусочками цветного сукна. У некоторых ба- бинских3 стариков были завернутые в тряпки божки вроде кукол, с кото рыми они никогда не расставались4. Более высокая форма первобытных верований - анимизм (вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы) также характе рен для религиозных представлений саамов. Древние лопари поклонялись небесным светилам (солнцу, луне), обожествляли различные явления при роды. Существовала вера в божества - покровителей промыслов, среди ко торых особым уважением пользовались хозяйка оленьих стад Луот-хозик, охранительница оленей Разиайке и другие5. Считалось, что духи живут в озерах, реках, охраняя рыбные места. Кроме зооморфных и аморфных духов, среди саамов была распространена вера в существование различных антропоморфных демонов, ведущих невидимую жизнь и относительно нейтральных, то есть редко оказывающих влияние на жизнь человека. Это три типа демонов: чаклинги, чанги и куштнатэмолмынч. Чаклинги - голые человечки маленького роста, живущие в трещинах скал и в кочках. Кушт натэмолмынч - особый невидимый мир, пасущий свои стада вокруг саа мов. В стадах этих паслись белые и черные олени. Чанги упоминаются в связи с блужданиями по лесу в поисках дороги к дому, из чего можно за ключить, что их функция соответствует функции лешего в русских по верьях6. С этими верованиями слились и возникшие позднее магия и шама низм. Населяя весь окружающий мир духами, древние саамы искали спо собы общения с ними, обращались к ним за помощью, для чего в племени выделялись посредники - шаманы. Шаманы (нойды) могли повелевать по годой, управлять бурями, врачевать больных, предсказывать судьбу. Слава лопарских кебунов (шаманов) распространилась далеко за пределами оби тания лопарей. Вера в магические возможности нойдов сохранилась 1 Симченко Ю.Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии. М.: Наука, 1976. С. 255. 2 Манюхин И.С. Археология Карелии. Петрозаводск, 1996 [Электронный ресурс] / Ре жим доступа: http://www.vottovaara.ru/verovaniya-svyazannie-s-seiedami.html (дата об ращения 13.01.2014) 3 Бабинский - от Бабино (саам. Ахкель-сийт), населенный пункт, погост. Располагался в западной части озера Бабинской Имандры, на берегу губы Уполокши. 4 Волков Н.Н. Российские саамы. С. 73, 77. 5 Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. С. 257. 6 Волков Н.Н. Российские саамы. С. 76. 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz