Бакула, В. Б. Фольклор и литература российских саамов : учебно-методическое пособие / В. В. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. - 100, [1] с. : портр.
распространенными оберегами являлись рога диких оленей и щучьи зубы. Н.Н. Волков вспоминал, что щучьи зубы привешивали к косякам окон или дверей, объясняя, что они предохраняют от сглаза и помогают рыболовст ву. Роль оберега выполняли и когти медведей, которые мужчины носили на поясах, и лосиные зубы, привязанные к колыбели младенца. Амулетом являлся «камень счастья», или «живой камень», представлявший собой окаменевший плоский орех величиной не более медного пятака. «Будучи опущен в стакан с водой, он не тонет, разбухает, впитывает в себя воду, и это дало повод считать его «живым». Находка такого камня, как считали саамы, приносит счастье1. Все эти фетиши предназначались для охраны человека от злых духов. Однако были и духи, благотворно влияющие на жизнь человека, - это духи умерших предков, которые якобы сохраняют родственные чувства к живущим потомкам. Культ предков характерен для развитого родового строя2. Древние лопари поклонялись сейдам - священным камням, в кото рых, по их понятиям, обитал дух этого камня, предок и даже родоначаль ник жителей какого-нибудь населенного пункта3. Сейдам приносили в жертву оленей, их «кормили», т.е. смазывали кровью забитых животных, рыбьим жиром, оставляли около них пищу4. По мнению Н.Н. Волкова, первоначально сейды были родовыми фетишами. По мере дробления ро довых угодий, сейды превращались в семейные фетиши. Сейд требовал определенных правил поведения вблизи него: тишины, безусловного воз держания от ругани и даже шуток. Сейд любил подарки, пищу, которую любили и сами саамы. За внимание к себе сейд загонял рыбу в сети, помо гал на охоте и при выпасе оленей. За невнимание мог жестоко наказать: лишить промыслов, наслать болезнь и даже смерть5. В сказках Кольского полуострова к сейдам обращались за помощью при нападении врагов. Культ сейдов был общим для всей Лапландии, его отмечали в XVII-XX вв. у саамов зарубежья и в XIX-XX вв. у лопарей России. Существуют разные точки зрения на происхождение данного культа. Часть исследователей связывает его с культом предков. Н.Н. Харузин по лагал, что вера в сейд как жилище духа умершего происходит от его пер воначального назначения в качестве могильного памятника6. В сказках Кольского Севера появление сейдов объясняют обычно внезапным пре вращением людей в камни, т.е. им приписывается человеческое происхож дение. По мнению Ю.Б. Симченко, это свидетельствует о связи жертвен 1 Волков Н.Н. Российские саамы. С. 77. 2 Лобазова О.Ф. Религиоведение. С. 90. 3 Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. С. 133. 4 Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. С. 37. 5 Волков Н.Н. Российские саамы. С. 73. 6 Харузин Н.Н. Русские Лопари (Очерки прошлаго и современнаго быта). М.: Высо чайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А.А. Левенсонъ, 1890. С. 183. 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz