Бакула, В. Б. Фольклор и литература российских саамов : учебно-методическое пособие / В. В. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. - 100, [1] с. : портр.

распространенными оберегами являлись рога диких оленей и щучьи зубы. Н.Н. Волков вспоминал, что щучьи зубы привешивали к косякам окон или дверей, объясняя, что они предохраняют от сглаза и помогают рыболовст­ ву. Роль оберега выполняли и когти медведей, которые мужчины носили на поясах, и лосиные зубы, привязанные к колыбели младенца. Амулетом являлся «камень счастья», или «живой камень», представлявший собой окаменевший плоский орех величиной не более медного пятака. «Будучи опущен в стакан с водой, он не тонет, разбухает, впитывает в себя воду, и это дало повод считать его «живым». Находка такого камня, как считали саамы, приносит счастье1. Все эти фетиши предназначались для охраны человека от злых духов. Однако были и духи, благотворно влияющие на жизнь человека, - это духи умерших предков, которые якобы сохраняют родственные чувства к живущим потомкам. Культ предков характерен для развитого родового строя2. Древние лопари поклонялись сейдам - священным камням, в кото­ рых, по их понятиям, обитал дух этого камня, предок и даже родоначаль­ ник жителей какого-нибудь населенного пункта3. Сейдам приносили в жертву оленей, их «кормили», т.е. смазывали кровью забитых животных, рыбьим жиром, оставляли около них пищу4. По мнению Н.Н. Волкова, первоначально сейды были родовыми фетишами. По мере дробления ро­ довых угодий, сейды превращались в семейные фетиши. Сейд требовал определенных правил поведения вблизи него: тишины, безусловного воз­ держания от ругани и даже шуток. Сейд любил подарки, пищу, которую любили и сами саамы. За внимание к себе сейд загонял рыбу в сети, помо­ гал на охоте и при выпасе оленей. За невнимание мог жестоко наказать: лишить промыслов, наслать болезнь и даже смерть5. В сказках Кольского полуострова к сейдам обращались за помощью при нападении врагов. Культ сейдов был общим для всей Лапландии, его отмечали в XVII-XX вв. у саамов зарубежья и в XIX-XX вв. у лопарей России. Существуют разные точки зрения на происхождение данного культа. Часть исследователей связывает его с культом предков. Н.Н. Харузин по­ лагал, что вера в сейд как жилище духа умершего происходит от его пер­ воначального назначения в качестве могильного памятника6. В сказках Кольского Севера появление сейдов объясняют обычно внезапным пре­ вращением людей в камни, т.е. им приписывается человеческое происхож­ дение. По мнению Ю.Б. Симченко, это свидетельствует о связи жертвен­ 1 Волков Н.Н. Российские саамы. С. 77. 2 Лобазова О.Ф. Религиоведение. С. 90. 3 Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. С. 133. 4 Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. С. 37. 5 Волков Н.Н. Российские саамы. С. 73. 6 Харузин Н.Н. Русские Лопари (Очерки прошлаго и современнаго быта). М.: Высо­ чайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А.А. Левенсонъ, 1890. С. 183. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz