Бакула, В. Б. Фольклор и литература российских саамов : учебно-методическое пособие / В. В. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. - 100, [1] с. : портр.

характерен тотемизм, одна из древнейших форм религии. «Тотемизм - ве­ ра в таинственную родственную связь между группой людей и определен­ ным видом растений, животных или явлений природы»1. Допускается кровная связь с диким северным оленем, которого саамы почитают как своего прародителя-Мяндаша, медведем-оборотнем Таллой, Таллушкой, волком, собакой, другими животными2. Так, свое происхождение они ве­ дут от Мяндаш-девы, женщины-оленя, у которой рождается теля-сын. Он превращается в молодого оленя - Мяндаш-парнь3. В рамках тотемизма возникает система запретов - табу. В упомина­ ниях Тацита (приблизительно 90 г. н.э.) охота составляет занятие одинако­ во и мужчин, и женщин: они отправляются вместе, но каждый при этом имеет свою часть в добыче4. К табу относятся и другие запреты. Табу Мяндаша - «нельзя шкуры-постели детские ребячьей мочой замочить» - связано с правилами охоты на диких оленей: подмоченные детской мочой шкуры оленей приобретают запах, чуждый дикарям, значит, охотник мо­ жет себя обнаружить)5. Охотникам на дикого оленя и вообще мужчинам не следует говорить и даже думать в ночное время о Мяндаше - покровителе лопарей6. Существовал запрет бить спящего оленя7. В хирвасном стаде ди­ ких оленей нельзя убивать, а только одну важенку на прокорм семье. Нельзя было смотреть в глаза Мяндашу: за это судьба карала8. Члены то­ темной группы стремятся придать себе облик, схожий с тотемом. Так, на древнем тайном празднике «Имание оленей» праздничному одеянию при­ давался вид, напоминающий образ оленя9. Особое значение у саамов имел фетишизм - почитание неодушев­ ленных материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественны­ ми свойствами. Предметы могли мыслиться как самостоятельное сущест­ во, как постоянная или временная обитель божества. Наиболее древними фетишами являются природные объекты - необычной формы скалы, кам­ ни, деревья10. Вслед за природными фетишами появились рукотворные - идолы, статуи, амулеты, обереги, талисманы. Материалом для них служи­ ли непривычной формы ветви, камни, когти животных и т.п. Наиболее 1 Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник / Под общ. ред. проф. В.И. Жукова. М.: Из­ дательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2005. С. 83. 2 Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем. Мурманск: Кн. изд-во, 2005. С. 239. 3 Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке. М.: Наука, 1965. С. 59. 4 Там же. С. 11. 5 Там же. С. 134. 6 Там же. С. 79. 7 Там же. С. 135. 8 Там же. С. 75. 9 Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем. С. 405. 10Лобазова О.Ф. Религиоведение. С. 88. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz