Бакула, В. Б. Фольклор и литература российских саамов : учебно-методическое пособие / В. В. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. - 100, [1] с. : портр.

мизм), а затем - к признанию самостоятельного существования душ и ду­ хов (анимизм)1. Н.Н. Харузин, посвятивший в своей работе вопросам верований саа­ мов один из самых значительных разделов - «О древней религии лопарей и о следах древних верований среди современных русских лопарей», сето­ вал на трудности в сборе материала и отмечал безвозвратно потерянное время. В еще более сложном положении оказался Н.Н. Волков, который собирал сведения о древних верованиях лопарей спустя сорок лет. Ученый отмечал, что ни молодежь, ни люди среднего возраста от 30 до 40-50 лет не имели ни малейшего представления о былых верованиях2. На недоста­ точную изученность дохристианских верований лопарей указывал В.В. Чарнолуский3, Б.И. Кошечкин4. По мнению Б.И. Кошечкина, труд­ ность реконструкции древних представлений саамов связана, во-первых, с утратой их первоначальной целостности в ходе времени, а во-вторых, с их значительной трансформацией под воздействием различных внешних влияний. Письменные источники, на которые можно было бы опереться при реконструкции саамских верований, довольно поздние и относятся преимущественно к западным саамам. Сведения о религии кольских саа­ мов относятся лишь к концу XIX —началу XX в. и основаны на полевых материалах того времени. Определенный вклад в изучение верований коренного народа внесли финские пасторы (Я. Фельман, Л. Лестадиус), но основная роль принадле­ жит Н.Н. Харузину, который считается классиком в этой области. Боль­ шинство западных исследований, посвященных саамской религии, не за­ трагивают дохристианских верований кольских саамов, исключение со­ ставляет, по мнению Б.И. Кошечкина, только труд финляндского религие­ веда Уно Харва (Harva, 1915)5. Тем не менее, все собранные материалы и наблюдения ученых- этнографов позволяют в основных чертах сделать выводы о дохристиан­ ской религии саамов. Ученые отмечают, что до принятия христианства саамы (лопари - дореволюционное название саамов) были язычниками и поклонялись раз­ личным божествам-духам (сейдам), которым приносили в жертву часть охотничьей добычи. Для дохристианских религиозных верований саамов 1 Словарь по мировой художественной культуре. С. 225-226. 2 Волков Н.Н. Российские саамы. Историко-этнографические очерки / Музей антропо­ логии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук. Каутокейно; СПб.: Саамский Институт. 1996. № 1. С. 72. 3 Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. М.: Мысль, 1972. С. 275. 4 Кошечкин Б.И. Древние религиозные представления и обряды кольских саамов // Прибалтийско-финские народы России / отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2003. С. 118-119. 5 Там же. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz