Бакула, В. Б. Фольклор и литература российских саамов : учебно-методическое пособие / В. В. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. - 100, [1] с. : портр.
мизм), а затем - к признанию самостоятельного существования душ и ду хов (анимизм)1. Н.Н. Харузин, посвятивший в своей работе вопросам верований саа мов один из самых значительных разделов - «О древней религии лопарей и о следах древних верований среди современных русских лопарей», сето вал на трудности в сборе материала и отмечал безвозвратно потерянное время. В еще более сложном положении оказался Н.Н. Волков, который собирал сведения о древних верованиях лопарей спустя сорок лет. Ученый отмечал, что ни молодежь, ни люди среднего возраста от 30 до 40-50 лет не имели ни малейшего представления о былых верованиях2. На недоста точную изученность дохристианских верований лопарей указывал В.В. Чарнолуский3, Б.И. Кошечкин4. По мнению Б.И. Кошечкина, труд ность реконструкции древних представлений саамов связана, во-первых, с утратой их первоначальной целостности в ходе времени, а во-вторых, с их значительной трансформацией под воздействием различных внешних влияний. Письменные источники, на которые можно было бы опереться при реконструкции саамских верований, довольно поздние и относятся преимущественно к западным саамам. Сведения о религии кольских саа мов относятся лишь к концу XIX —началу XX в. и основаны на полевых материалах того времени. Определенный вклад в изучение верований коренного народа внесли финские пасторы (Я. Фельман, Л. Лестадиус), но основная роль принадле жит Н.Н. Харузину, который считается классиком в этой области. Боль шинство западных исследований, посвященных саамской религии, не за трагивают дохристианских верований кольских саамов, исключение со ставляет, по мнению Б.И. Кошечкина, только труд финляндского религие веда Уно Харва (Harva, 1915)5. Тем не менее, все собранные материалы и наблюдения ученых- этнографов позволяют в основных чертах сделать выводы о дохристиан ской религии саамов. Ученые отмечают, что до принятия христианства саамы (лопари - дореволюционное название саамов) были язычниками и поклонялись раз личным божествам-духам (сейдам), которым приносили в жертву часть охотничьей добычи. Для дохристианских религиозных верований саамов 1 Словарь по мировой художественной культуре. С. 225-226. 2 Волков Н.Н. Российские саамы. Историко-этнографические очерки / Музей антропо логии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук. Каутокейно; СПб.: Саамский Институт. 1996. № 1. С. 72. 3 Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. М.: Мысль, 1972. С. 275. 4 Кошечкин Б.И. Древние религиозные представления и обряды кольских саамов // Прибалтийско-финские народы России / отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2003. С. 118-119. 5 Там же. 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz