Бакула, В. Б. Фольклор и литература российских саамов : учебно-методическое пособие / В. В. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. - 100, [1] с. : портр.

привело к представлению космоса в целом в виде живого существа, к ото­ ждествлению макро- и микрокосмоса. Мифологическое мышление - «форма познания окружающего мира»1. Однако, по мнению Е.М. Меле- тинского, мифологию нельзя как отождествлять с искусством или религи­ ей, так и противопоставлять им. Мифологический мир - это не просто космос, а магический космос, в котором все одушевлено и связано со всем мистической сопричастно­ стью и магическим влиянием (не только человек зависит от богов, но и бо­ ги зависят от человека, и все они есть лишь элементы космического цело­ го). Другими словами, человеческая жизнь не самоценна, она есть прямое продолжение космической жизни, а внутренняя драма человеческой души воспринимается как результат вмешательства демонов и богов2. «Для мифологического мышления характерно то, что «первобыт­ ный» человек еще не выделял себя отчетливо из окружающего природного мира и переносил на природные объекты свои собственные свойства, при­ писывал им жизнь, человеческие страсти, сознательную, целесообразную хозяйственную деятельность, возможность выступать в человекообразном физическом облике, иметь социальную организацию и т.п.»3 В мифе проявился синкретизм первобытной культуры, т.е. нерасчле- ненность различных сфер и явлений культуры. Себя первобытный человек воспринимал как органичную часть природы, а род и общину представлял по модели вселенной. Первобытный человек ощущал свое родство со все­ ми живыми существами. Синкретизм был принципом мышления перво­ бытного человека, в сознании которого отсутствовали четкие оппозиции между субъективным и объективным, живым и мертвым, материальным и духовным, символ сливался с тем, что обозначал, поэтому предмет, при­ надлежавший человеку, отождествлялся с самим человеком, отсюда вера в способность предметов обладать сверхъестественной силой. Особую роль играло в первобытной культуре слово. Так, называние явления, жи­ вотного, человека при исполнении магических обрядов означало вызыва­ ние этого явления, животного, человека, имена воспринимались как часть человека или вещи, поэтому для названий тотемных животных существо­ вало табу4. Первоначальными формами мифа были фетишизм, тотемизм и ани­ мизм. Он прошел путь от обожествления отдельных вещей (фетишизм) к обожествлению своей общины в образе тотемного предка рода (тоте­ 1 Мелетинский Е. Миф и историческая поэтика фольклора. 2 Культурология: Учебное пособие / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. М.: Центр, 2003. С. 106-113. 3 Мелетинский Е. Поэтика мифа [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/meletl/02.php (дата обращения 10.02.2015). 4 Культурология: Учебное пособие / С.В. Лапина, Е.М. Бабосов, А.А. Жарикова и др.; под общ. ред. С.В. Лапиной. Мн.: ТетраСистемс, 2004. С. 76-78.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz