Бакула, В. Б. Фольклор и литература российских саамов : учебно-методическое пособие / В. В. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. - 100, [1] с. : портр.
привело к представлению космоса в целом в виде живого существа, к ото ждествлению макро- и микрокосмоса. Мифологическое мышление - «форма познания окружающего мира»1. Однако, по мнению Е.М. Меле- тинского, мифологию нельзя как отождествлять с искусством или религи ей, так и противопоставлять им. Мифологический мир - это не просто космос, а магический космос, в котором все одушевлено и связано со всем мистической сопричастно стью и магическим влиянием (не только человек зависит от богов, но и бо ги зависят от человека, и все они есть лишь элементы космического цело го). Другими словами, человеческая жизнь не самоценна, она есть прямое продолжение космической жизни, а внутренняя драма человеческой души воспринимается как результат вмешательства демонов и богов2. «Для мифологического мышления характерно то, что «первобыт ный» человек еще не выделял себя отчетливо из окружающего природного мира и переносил на природные объекты свои собственные свойства, при писывал им жизнь, человеческие страсти, сознательную, целесообразную хозяйственную деятельность, возможность выступать в человекообразном физическом облике, иметь социальную организацию и т.п.»3 В мифе проявился синкретизм первобытной культуры, т.е. нерасчле- ненность различных сфер и явлений культуры. Себя первобытный человек воспринимал как органичную часть природы, а род и общину представлял по модели вселенной. Первобытный человек ощущал свое родство со все ми живыми существами. Синкретизм был принципом мышления перво бытного человека, в сознании которого отсутствовали четкие оппозиции между субъективным и объективным, живым и мертвым, материальным и духовным, символ сливался с тем, что обозначал, поэтому предмет, при надлежавший человеку, отождествлялся с самим человеком, отсюда вера в способность предметов обладать сверхъестественной силой. Особую роль играло в первобытной культуре слово. Так, называние явления, жи вотного, человека при исполнении магических обрядов означало вызыва ние этого явления, животного, человека, имена воспринимались как часть человека или вещи, поэтому для названий тотемных животных существо вало табу4. Первоначальными формами мифа были фетишизм, тотемизм и ани мизм. Он прошел путь от обожествления отдельных вещей (фетишизм) к обожествлению своей общины в образе тотемного предка рода (тоте 1 Мелетинский Е. Миф и историческая поэтика фольклора. 2 Культурология: Учебное пособие / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. М.: Центр, 2003. С. 106-113. 3 Мелетинский Е. Поэтика мифа [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/meletl/02.php (дата обращения 10.02.2015). 4 Культурология: Учебное пособие / С.В. Лапина, Е.М. Бабосов, А.А. Жарикова и др.; под общ. ред. С.В. Лапиной. Мн.: ТетраСистемс, 2004. С. 76-78.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz