Бакула, В. Б. Финно-угорский литературный процесс и этнокультурное пространство России : учебное пособие к курсу «Литературное краеведение» : [учебное пособие по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», направленность «Русский язык. Литература»] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2019. - 111 с.
сятся к коренным малочисленным (вепсы, водь, ижорцы, саами, бессермя- не, ханты, манси). Финно-угорские народы России представляют собой часть единого многонационального народа Российской Федерации. Этносы, говорящие на финно-угорских языках уральской языковой семьи, относятся к древ нейшим народам с самобытной материальной и духовной культурой. Финно-угорская группа народов уральской языковой семьи состоит из пяти подгрупп: в прибалтийско-финскую подгруппу входят финны, эс тонцы, карелы, ингерманландцы (или финны ингерманландцы), вепсы (до революционное название «чудь»), ижорцы (ижора), ливы; в саамскую группу - саамы (устаревшее название «лопари»); в пермскую группу - ко ми (устаревшее название «зыряне»), коми-пермяки и удмурты (устаревшее название «вотяки»); в волжскую группу - мордва-мокша и мордва-эрзя, луговые, восточные и горные марийцы (устаревшее название «черемисы»); в угорскую группу - венгры, ханты (устаревшее название «остяки») и ман си (устаревшее название «вогулы»)1. Составляющие финно-угорской этнической общности существенно отличаются по всем параметрам: антропологическим, языковым, религи озным, социальным. Финно-угорские народы проповедуют православие и лютеранство, протестантство и язычество. Разница в языках настолько значительна, что многие финноязычные этносы не могут обходиться без переводчика при общении. Все это ставит под сомнение определение общ ности культуры финно-угорских народов. Сегодня существуют диаметрально противоположные точки зрения по этому вопросу. Для обоснования своих позиций ученые обращаются к обстоятельствам этногенеза и нахождения прародины финно-угорских на родов, к анализу языковых соответствий, выделяют при этом период раз деления уральской языковой семьи на финно-угорскую и самодийскую ветви, не оставляют без внимания влияние географических соседей финно- угров на их социально-культурное и политическое развитие2. По мнению ученых Н.Н. Глуховой и В.А. Глухова, сложно сравнить между собой все компоненты даже двух культур, поэтому они предлагают обратить основное внимание на «сущностную часть» культуры —этниче ские ценности. В этом случае задача установления межкультурной общно 'Болыиая литература малых народов: финно-угорская литература: дайджест/ сост.: Е.Н. Лом; Свердл. обл. межнац. б-ка. Екатеринбург: СОМБ, 2007. С. 1. Глухова^ Н.Н., Глухов В.А. Системы ценностей финно-угорского суперэтноса: моно графия. Йошкар-Ола: ООО «Стринг», 2009. С. 8. 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz