Бакула, В. Б. Финно-угорский литературный процесс и этнокультурное пространство России : учебное пособие к курсу «Литературное краеведение» : [учебное пособие по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», направленность «Русский язык. Литература»] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2019. - 111 с.

Это не будет противоречить целям литературного образования, поскольку они те же, что и у литературного краеведения: формирование читательской культуры, патриотизма и духовности как основных качеств развивающейся личности. Кроме того, в полиэтничном и поликультурном пространстве российского государства важной задачей является воспитание толерантно­ сти. Применительно к сфере образования толерантность можно трактовать как способность личности воспринимать и принимать иную этническую культуру и через это понимать другого человека; как позитивное отноше­ ние к культурным различиям в поликультурном обществе; как умение продуктивно взаимодействовать с носителями различных культур; как способность к активной и эффективной жизнедеятельности в многонацио­ нальной и поликультурной среде. Воспитание толерантности неразрывно связано с идеей диалога культур, которая становится ведущей при изуче­ нии фольклора и литературы российских саамов. В программные разделы курса литературы общеобразовательной школы начиная с 5 класса можно включать жанры саамского фольклора, рассказы саамских писателей о детстве. Это могут быть мифы, сказания и легенды саамов, стихи О. Вороновой, А. Антоновой, О. Перепелицы, Е. Коркиной, сказки Н. Большаковой, С. Якимович. В 7-8 классах знаком­ ство с литературой коренного народа можно продолжить рассказами о детстве Н. Большаковой, В. Селиванова, стихами А. Бажанова, О. Вороно­ вой, С. Якимович, в 9-11 это могут быть повесть А. Бажанова «Белый олень», поэма О. Вороновой «Тайна Бабьего озера», сказки Н. Фениной, рассказы Э. Галкиной, Н. Большаковой, романы Н. Большаковой «Алхала- лалай» и «Письма в школьных тетрадках», мемуарные произведения саам­ ских писателей. Основные формы внеклассной деятельности - читательские конфе­ ренции, литературные встречи, диспуты, исследовательская и творческая деятельность учащихся, конкурсы. Все это можно организовать на богатом материале саамского фольклора и литературы. Большие возможности включает в себя музейное дело, которое стро­ ится на исследовательских методах. Работа учеников в этом направлении дает возможность развития их творческого и исследовательского потен­ циала во взаимосвязи, обеспечивая всестороннее развитие личности. Знакомство с саамской литературой и фольклором можно продол­ жить в стенах средних специальных и высших учебных заведений. Такие дисциплины, как «Литературное краеведение», «История литературы XX 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz