Бакула, В. Б. Финно-угорский литературный процесс и этнокультурное пространство России : учебное пособие к курсу «Литературное краеведение» : [учебное пособие по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», направленность «Русский язык. Литература»] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2019. - 111 с.

Истоки поморской культуры находятся в XII веке, когда предприим­ чивые новгородцы начали освоение северных территорий - Терского бере­ га Белого моря. Поморская культура явилась «особым вариантом славян­ ской культуры», сохранив старинные русские обряды, народную музы­ кальную культуру, декоративно-прикладное искусство и фольклор1. К XVIII веку поморский фольклор сложился в единую целостную художест­ венную систему, которая не только отражала духовный и жизненный укла­ ды поморов, но и являлась средством их эстетического общения2. Основой культуры Кольского Заполярья XX века является литерату­ ра. Это вначале литература о крае приезжавших на Север до революции писателей и этнографов: очерки С. Максимова («Год на Севере»), В. Немировича-Данченко («У океана»), К. Случевского («По северо-западу России»), М. Пришвина («За волшебным колобком»). Затем литература послеоктябрьского периода: произведения М. Горького («На краю земли»), И. Катаева («Ледяная Эллада»), К. Паустовского («Мурманск»), И. Соко- лова-Микитова («У студеного моря»). Литература XX века запечатлела и рождение собственно северной, заполярной литературы (А. Подстаницкий, Р. Троянкер, К. Бельхин). В литературе XX века выделяют несколько пе­ риодов: 30-е годы, годы Великой отечественной войны, литература второй половины XX века, конца XX - начала XXI века. Саамская культура является самой древней на Кольском полуостро­ ве, однако саамская литература заявила о себе относительно недавно. Ли­ тература российских саамов (или восточно-саамская литература) является одной из самых молодых, мало изученных и мало известных финно- угорских литератур. Литературу российских саамов нельзя рассматривать вне категории культурного пространства Кольского полуострова. Духовная культура саамов существует в разнообразных формах: это и древние обряды, народное искусство, праздники, это и мифология, фольклор, авторизованная литература, заявившая о себе недавно. Если культура саамов в какой-то мере являлась предметом изучения в школах и вузах Мурманской области, то литература только начинает за­ являть о себе в образовательном пространстве Мурмана. Это связано с тем, 'Пантелеева JI.T. Литературное краеведение в теории и практике школ Мурманской об­ ласти // Наука и образование: вестник Мурманского отделения Академии педагогиче­ ских и социальных наук и МГПИ. Мурманск, 2001. № 2. С. 19. Пантелеева Л.Т., Лявданский Э.К. Храни огонь родного очага. Мурманск: Мурманский государственный педагогический институт, 1993. С. 3. 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz