Бакула, В. Б. Финно-угорский литературный процесс и этнокультурное пространство России : учебное пособие к курсу «Литературное краеведение» : [учебное пособие по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», направленность «Русский язык. Литература»] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2019. - 111 с.

(1936) (книга «Йоканьга»), Представлен в саамской литературе жанр дет­ ской автобиографии: это некоторые рассказы из книги Н. Большаковой «Тиррв! - по-саамски здравствуй» («За морошкой», «Смерть бабушки»), но в большей степени - основная часть рассказов книги Е. Мечкиной (1949) «Воспоминания о детстве», которые имеют подзагловок «Короткие рассказы и сказки для детей» (2014); книга автобиографических рассказов «Правдинки Василия Селиванова» в обработке Н. Большаковой, рассказ «Детство» Э. Галкиной. Не во всех автобиографиях присутствует испове- дальность, лиричность. Более точная фактография, перечисление наиболее важных событий жизни, упоминание имен реальных людей и попытка ана­ лиза событий встречаются в рассказах Н. Большаковой, В. Чернышихина, Н. Мироновой. Обращение к мемуарно-автобиографическому жанру свя­ зано с ростом социального и национального самосознания саамов, который наблюдается в последние десятилетия. В то же время автобиографический герой саамской литературы - человек, чей взгляд обращен в прошлое, у него нет устремленности в будущее и уверенности в том, что оно зависит от него самого. Саамская автобиографическая проза не всегда характери­ зуется глубоким анализом тех процессов, которые влияли на судьбу этно­ са, писатели зачастую только намеками говорят о трагических событиях в истории своего народа. К особенностям литературы российских саамов относится матриар­ хальная направленность (писатели в основном женщины), отсутствие дра­ матургических жанров. Детская литература российских саамов является частью саамского литературного процесса, ее путь во многом повторяет путь развития взрос­ лой литературы саамов Кольского полуострова: она существует как на русском, так и на саамском языках. Основоположниками детской литера­ туры можно назвать классиков саамской литературы - А. Бажанова и О. Воронову. Детские стихи писали также А. Антонова, И. Виноградова, Э. Галкина, П. Данилова, К. Коркина, О. Перепелица, С. Якимович. Темами детских стихов являются родная природа, традиционные на­ родные занятия, школьная жизнь. Любимые образы саамских поэтов - об­ разы животных и родной природы, поэтому стихотворения зачастую так и называются: «Большой медведь», «Гагара» И. Виноградовой, «Олененок», «Морошка» Э. Галкиной, «Медвежонок», «Забытый пес» П. Даниловой, «Сосна», «Ручеек» А. Антоновой, «Котенок», «Собачка» О. Перепелицы. 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz