Бакула, В. Б. Финно-угорский литературный процесс и этнокультурное пространство России : учебное пособие к курсу «Литературное краеведение» : [учебное пособие по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», направленность «Русский язык. Литература»] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2019. - 111 с.
(1936) (книга «Йоканьга»), Представлен в саамской литературе жанр дет ской автобиографии: это некоторые рассказы из книги Н. Большаковой «Тиррв! - по-саамски здравствуй» («За морошкой», «Смерть бабушки»), но в большей степени - основная часть рассказов книги Е. Мечкиной (1949) «Воспоминания о детстве», которые имеют подзагловок «Короткие рассказы и сказки для детей» (2014); книга автобиографических рассказов «Правдинки Василия Селиванова» в обработке Н. Большаковой, рассказ «Детство» Э. Галкиной. Не во всех автобиографиях присутствует испове- дальность, лиричность. Более точная фактография, перечисление наиболее важных событий жизни, упоминание имен реальных людей и попытка ана лиза событий встречаются в рассказах Н. Большаковой, В. Чернышихина, Н. Мироновой. Обращение к мемуарно-автобиографическому жанру свя зано с ростом социального и национального самосознания саамов, который наблюдается в последние десятилетия. В то же время автобиографический герой саамской литературы - человек, чей взгляд обращен в прошлое, у него нет устремленности в будущее и уверенности в том, что оно зависит от него самого. Саамская автобиографическая проза не всегда характери зуется глубоким анализом тех процессов, которые влияли на судьбу этно са, писатели зачастую только намеками говорят о трагических событиях в истории своего народа. К особенностям литературы российских саамов относится матриар хальная направленность (писатели в основном женщины), отсутствие дра матургических жанров. Детская литература российских саамов является частью саамского литературного процесса, ее путь во многом повторяет путь развития взрос лой литературы саамов Кольского полуострова: она существует как на русском, так и на саамском языках. Основоположниками детской литера туры можно назвать классиков саамской литературы - А. Бажанова и О. Воронову. Детские стихи писали также А. Антонова, И. Виноградова, Э. Галкина, П. Данилова, К. Коркина, О. Перепелица, С. Якимович. Темами детских стихов являются родная природа, традиционные на родные занятия, школьная жизнь. Любимые образы саамских поэтов - об разы животных и родной природы, поэтому стихотворения зачастую так и называются: «Большой медведь», «Гагара» И. Виноградовой, «Олененок», «Морошка» Э. Галкиной, «Медвежонок», «Забытый пес» П. Даниловой, «Сосна», «Ручеек» А. Антоновой, «Котенок», «Собачка» О. Перепелицы. 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz