Бакула, В. Б. Финно-угорский литературный процесс и этнокультурное пространство России : учебное пособие к курсу «Литературное краеведение» : [учебное пособие по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», направленность «Русский язык. Литература»] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2019. - 111 с.

гией, фольклором, традицией импровизации, в то же время писатель твор­ чески переосмысливает и художественно переорганизует фольклорно­ мифологические источники. Закономерным явлением для новописьменной саамской литературы стала ориентация на опыт русской литературы, который транслируется в создании социально-этнографического романа Н. Большаковой «Алхала- лалай», повести В. Чернышихина «Алмаз» и в его рассказах «Сочинение», «Копейка», «Телефон», в гражданских мотивах лирики А. Антоновой. Яр­ ким примером ориентации на опыт русской литературы является творчест­ во М. Филиппова. В его поэзии ощутимо влияние А. Фета, В. Маяковского, В. Цоя1. Влияние русской литературы на саамскую прослеживается на уровне жанров, тем, мотивов, образов. Для новописьменной саамской литературы характерной особенно­ стью является автобиографизм, т.е. «художественное отображение мира и действительности через авторское мироощущение, мировоззрение и опыт»2. Через автобиографическую прозу начинается осознание себя и своего этноса в мире, в течении времени, познание истории своего народа, формирование этнической принадлежности. Мемуарно­ автобиографические произведения саамских писателей разные по своей жанровой форме, объему и глубине анализа представленных в них собы­ тий. Первой в саамской литературе стала автобиография прозаика Н. Большаковой (1957), представленная в цикле рассказов «Тиррв - по- саамски здравствуй!» (2000). Это не только автобиография, но и история своего рода, поселка, которая отражается в судьбах каждого из героев. В рассказах тесно переплетаются время личное и время историческое, ду­ шевная жизнь персонажа-рассказчика и духовная жизнь рода. Автобио­ графическая проза есть у Е. Коркиной (1944) (рассказ «Детство»), М. Медведевой (1949) (цикл «Рассказы о детстве в Воронье»), О. Перепелицы (1937) (рассказ «Я — дочь Севера и тундры»), В. Чернышихина (рассказ «Маме моей посвящается»), Н. Мироновой 'Бакула В.Б. Мир поэзии Михаила Филиппова - мир ощущений и душевных состояний // Антология саамской литературы: [авт.-сост. Н.П. Большакова, В.Б. Бакула, авт. вступ. ст. Н.П. Большакова]. Мурманск: Опимах, 2012. С. 285-288. Окорокова В.Б. Пути и проблемы развития прозы в литературах народов Якутии, жан­ рово-стилевые процессы: Якутская, юкагирская, эвенская, эвенкийская проза XX века: дис. ... д. филол. наук, 1999. URL: http://www.dissercat.com (дата обращения: 07.06.2016). 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz