Бакула, В. Б. Финно-угорский литературный процесс и этнокультурное пространство России : учебное пособие к курсу «Литературное краеведение» : [учебное пособие по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», направленность «Русский язык. Литература»] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2019. - 111 с.
гией, фольклором, традицией импровизации, в то же время писатель твор чески переосмысливает и художественно переорганизует фольклорно мифологические источники. Закономерным явлением для новописьменной саамской литературы стала ориентация на опыт русской литературы, который транслируется в создании социально-этнографического романа Н. Большаковой «Алхала- лалай», повести В. Чернышихина «Алмаз» и в его рассказах «Сочинение», «Копейка», «Телефон», в гражданских мотивах лирики А. Антоновой. Яр ким примером ориентации на опыт русской литературы является творчест во М. Филиппова. В его поэзии ощутимо влияние А. Фета, В. Маяковского, В. Цоя1. Влияние русской литературы на саамскую прослеживается на уровне жанров, тем, мотивов, образов. Для новописьменной саамской литературы характерной особенно стью является автобиографизм, т.е. «художественное отображение мира и действительности через авторское мироощущение, мировоззрение и опыт»2. Через автобиографическую прозу начинается осознание себя и своего этноса в мире, в течении времени, познание истории своего народа, формирование этнической принадлежности. Мемуарно автобиографические произведения саамских писателей разные по своей жанровой форме, объему и глубине анализа представленных в них собы тий. Первой в саамской литературе стала автобиография прозаика Н. Большаковой (1957), представленная в цикле рассказов «Тиррв - по- саамски здравствуй!» (2000). Это не только автобиография, но и история своего рода, поселка, которая отражается в судьбах каждого из героев. В рассказах тесно переплетаются время личное и время историческое, ду шевная жизнь персонажа-рассказчика и духовная жизнь рода. Автобио графическая проза есть у Е. Коркиной (1944) (рассказ «Детство»), М. Медведевой (1949) (цикл «Рассказы о детстве в Воронье»), О. Перепелицы (1937) (рассказ «Я — дочь Севера и тундры»), В. Чернышихина (рассказ «Маме моей посвящается»), Н. Мироновой 'Бакула В.Б. Мир поэзии Михаила Филиппова - мир ощущений и душевных состояний // Антология саамской литературы: [авт.-сост. Н.П. Большакова, В.Б. Бакула, авт. вступ. ст. Н.П. Большакова]. Мурманск: Опимах, 2012. С. 285-288. Окорокова В.Б. Пути и проблемы развития прозы в литературах народов Якутии, жан рово-стилевые процессы: Якутская, юкагирская, эвенская, эвенкийская проза XX века: дис. ... д. филол. наук, 1999. URL: http://www.dissercat.com (дата обращения: 07.06.2016). 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz