Бакула, В. Б. Финно-угорский литературный процесс и этнокультурное пространство России : учебное пособие к курсу «Литературное краеведение» : [учебное пособие по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», направленность «Русский язык. Литература»] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2019. - 111 с.
творчестве. Писатели младшего поколения пишут в основном на русском языке. * * * История литературы российских саамов, как и история литературы малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока, - это «про цесс перехода художественного сознания от фольклорного типа мышления к литературному»1. Для художественной словесности коренного народа Севера естественным является как обращение к национальному фольклору и мифологии, так и влияние традиций русской литературы. Сочетание этих особенностей определяет своеобразие художественного мира каждого са амского писателя и литературного процесса в целом. Обращение к фольклору и мифологии в творчестве саамских худож ников слова носит разноуровневый характер, что находит свое отражение на образном, жанровом и мотивном уровнях. Степень развитости фольк лорной традиции особенно велика в творчестве таких художников слова, как О. Воронова, С. Якимович, Э. Галкина. Они сохраняют мифологиче ское поэтическое сознание, что объясняется «живой эпической традици ей»2, в которой выросли писатели. Особенно ярко это прослеживается в таких произведениях, как стихотворение «Северное сияние», мифологиче ские рассказы «Солнце кашу варит», «Куййвь-дух», «Солнечные слезки» С. Якимович; в стихотворениях О. Вороновой «Луна», «Первый иней», «Чахкли», в стихотворении «Лыввьт» и сказках «Почему Аццы с людьми не живет», «Как медведь Новый год проспал» Э. Галкиной. В творчестве А. Бажанова, Н. Большаковой, О. Вороновой ощутимо «сознательное огра ничение своей творческой фантазии каноничностью структуры эпического фольклора». В своих произведениях они опираются на язык устно поэтической традиции. Это прослеживается в сказках Н. Большаковой из сборника «Подарок чайки», стихах А. Бажанова «Осень», «Северное сия ние», «Ходит по тундре немым изваянием», в стихах О. Вороновой. Благо даря традиционной форме их произведений, читатель становится соучаст ником художественного действа. Для творчества Н. Фениной характерна генетическая связь с фольк лором и стилистический подход к фольклорному тексту. Это обусловлива ет появление нового стилевого принципа повествования. Так, в философ ской «Сказке о Севере» обнаруживается непосредственная связь с мифоло 'Литература народов России. С. 223. 2Там же. С. 224. 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz