Бакула, В. Б. Финно-угорский литературный процесс и этнокультурное пространство России : учебное пособие к курсу «Литературное краеведение» : [учебное пособие по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», направленность «Русский язык. Литература»] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2019. - 111 с.

Тема 4. Саамская литература как часть финно-угорского литературного пространства Материалы к лекции Вопрос существования литературы того или иного народа напрямую связан с его письменностью, с владением литераторами своим, родным словом и языком титульной нации. Сегодня достаточно известным явлени­ ем в литературах народов России является двуязычие писателей, которое обусловлено историческим развитием этноса, появлением письменности, а затем и литературного языка. Современные исследователи выделяют не­ сколько типов двуязычия1, выясняют факторы, имеющие значение для причисления писателя к национальной литературе, среди которых обяза­ тельным является непременное знание языка своего народа2. Важным мо­ ментом при анализе этой проблемы является исследование личности само­ го писателя, причин его билингвизма. Необходимо учитывать «характер взаимодействия культур и языков народов, проживающих на одной терри­ тории»3, специфические культурно-исторические условия развития этноса. Культурные и языковые контакты саамов и русских начались в дале­ ком XII в. с постепенным расселением новгородцев по берегу Белого моря. Значительное влияние на культуру саамов оказала христианизация, кото­ рая была связана с монастырской колонизацией в XIV - XVI вв.4 К концу XIX в. началось изучение языка Кольских саамов, попытки перевода на са­ амский язык книг духовного содержания, однако вопрос о ликвидации не­ грамотности коренного населения был поставлен только X съездом РКП(б), который сформулировал главные задачи в области национальной политики и культурной революции. В 20-е гг. XX в. подавляющее количество саамов продолжало вести кочевой образ жизни. По данным первой Всесоюзной переписи населения, ‘Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен. М.: Сов. писатель, 1988. С. 370. 2Там же. С. 382 ; Литература народов России. С. 36. 3Туксаитова P.O. Художественный билингвизм: к определению понятия // Известия Уральского государственного университета, 2005. № 39. С. 198-206. Ушаков И.Ф. Избранные произведения. В 3 т. Т. 1 Кольская земля. Мурманск: Кн. изд- во, 1997. С. 34, 62 ; Волков Н.Н. Российские саамы. Историко-этнографические очерки. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской ака­ демии наук. Каутокейно, СПб.: Саамский Институт, 1996. № 1. С. 93, 94 ; Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем. Мурманск: Кн. изд-во,2005. 416 с. С. 32. 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz