Бакула, В. Б. Финно-угорский литературный процесс и этнокультурное пространство России : учебное пособие к курсу «Литературное краеведение» : [учебное пособие по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», направленность «Русский язык. Литература»] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2019. - 111 с.

В процессе освоения саамами северных пространств сложилась своеобраз­ ная арктическая культура этого северного народа, отличающая его не только от европейских соседей, но и от народов Зауралья (самодийцев, об­ ских угров), сходных с саамами по условиям жизни. В общественной жиз­ ни саамов, вплоть до начала XX в., сохранялись пережитки первобытно­ общинного строя1. П. Домокош относит всю саамскую литературу к балтийскому блоку литератур малочисленных уральских народов, отмечая сложность ее клас­ сификации «как этногенетически, исторически, так и в языковом разделе­ нии»2. Под восточно-саамской (российской, кольской) литературой мы под­ разумеваем литературу российских саамов на саамском и на русском язы­ ках. Литература российских саамов - одна из самых молодых и мало ис­ следованных среди литератур саамов Скандинавского полуострова. «Исто­ рия саамской литературы развивалась по трем основным направлениям. Это так называемое южное направление (к нему относится литература шведских саамов, расцвет которой начался еще до IX века). Северное и норвежское направление (называемое иначе - лулесаамской литературой), давшее больше всего произведений за последние два столетия. Третье на­ правление - российская или восточно-саамская литература, находящаяся в развитии и по сей день»3. По мнению П. Домокоша, «их литературу можно рассматривать по территории проживания. Более доступны произведения финских и российских саамов, чем публикации норвежских и шведских. Во всяком случае, учитывая саамскую литературу на норвежском, швед­ ском, финском, а также и на русском языке. В то же время и для ученых едва известна деятельность российских саамов»4. Беглый обзор энциклопедических и справочных изданий позволяет сделать вывод о том, что литература российских саамов не всегда пред­ ставлена в них. Так, о саамской литературе не упоминается в «Большой со­ ветской энциклопедии» (1955), «Краткой литературной энциклопедии» Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. М.: Мысль, 1972. С. 255, 256. 2Домокош П. Этот удивительный мир. С. 295. Домокош И. Прошлое это не чужая страна: «Пограничность» (лиминальность) как принцип поэзии Аскольда Бажанова // Стихи и поэмы о саамском крае / А.А. Бажанов. Berlin, 2009. С. 173. 4Домокош Й. Прошлое это не чужая страна. С. 295. 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz