Бакула, В. Б. Финно-угорский литературный процесс и этнокультурное пространство России : учебное пособие к курсу «Литературное краеведение» : [учебное пособие по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», направленность «Русский язык. Литература»] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2019. - 111 с.

Драматургия финно-угорских народов формировалась сложно, не­ ровно, со спадами и подъемами. Начало удмуртской драматургии положи­ ла дореволюционная трагедия К. Митрея «Эш Тэрек» (1915). Первые ма­ рийские пьесы написаны в 1910-1912 гг. - двухактная комедия С. Чавайна «Дикая утка» и три небольшие драмы Г. Микая. Мордовская и коми дра­ матургия родились на рубеже 1917 года. Основоположник коми драматур­ гии - В.А. Савин, мордовской - Ф. Чесноков, А. Завалишин. Современная драматургия финно-угорских народов откликается на самые животрепе­ щущие вопросы и отличается большим жанровым разнообразием. Основными темами литератур в 1950-1980-е гг. становятся тема любви к своей деревне, родным местам, благодарная память о малой роди­ не, о земляках1. Это лирическая коми проза И.Г. Торопова и Н.Н. Курато- вой, публицистика удмурта С. Самсонова и коми пермяка В. Климова, психологические повести и рассказы марийцев Г. Алексеева и Г. Гордеева, историческая проза М. Петрова и др. Начало 90-х гг. являет новое качество литературы - открытость, раз­ нородность, незавершенность литературного процесса, накопление худо­ жественной энергии. Расширяется жанровая палитра произведениями де­ тективной прозы, научной фантастики, философской новеллы, политиче­ ским романом. В поэзии получает распространение форма верлибра, со­ единяющая признаки фольклорного и европейского стиха. Возвращаются забытые, запрещенные имена, которые разрушают историко-литературные стереотипы. В конце XX - начале XXI века в литературах народов России суще­ ствовало несколько литературных направлений: реализм, постмодернизм (появляется на рубеже 1960-1970 гг.), постреализм (новый реализм, 1990-е гг.), магический реализм и др. Отличительной чертой является интерес к проблеме духовного сознания нации, народа, проблема национальной спе­ цифики литературы. Литература выдвигает на первый план проблему на­ циональной идентификации. В последние годы в литературах финно- угорских народов получило распространение новое направление —этнофу- туризм (творчество B.JI . Шибанова). Актуальным и художественно про­ дуктивным стало появление литературной, книжной формы эпоса. В ос­ новном это поэмы, созданные под влиянием карело-финского эпоса «Кале­ вала». Фольклорный текст воспроизводится «в оболочке современных ’Литература народов России. С. 137-141. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz