Бакула, В. Б. Финно-угорский литературный процесс и этнокультурное пространство России : учебное пособие к курсу «Литературное краеведение» : [учебное пособие по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», направленность «Русский язык. Литература»] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2019. - 111 с.

С точки зрения доктора филологических наук Р.А. Кудрявцевой, та­ кой подход является тупиковым, поскольку «актуальность этносостав- ляющей в финно-угорских литературах (особенно российских) и этноиден- тичности писателей не сходит на «нет», т.е. интерес к национальной кар­ тине мира, национальному менталитету, специфике национального идеала и национального характера в современной литературной практике финно- угров не угасает. Принцип, предложенный П. Домокошем и Н.М. Бассе- лем, с точки зрения Р.А. Кудрявцевой, «интересен, но только в общем пла­ не взаимопроникновения и взаимодействия национальных литератур»1. Более привлекательным и возможным принципом периодизации финно-угорских литератур она считает типологический критерий «фольк­ лор и литература», т.е. соотношение литературы с фольклором. Первый период развития литератур в этом случае «характеризуется связью прямой и непосредственной - литература рождается из фольклор­ ной основы; произведения, обозначающие рождение национальной лите­ ратуры, либо обретают форму национального эпоса», «либо являются бо­ лее или менее беллетризованной обработкой произведений фольклора, со­ храняющей в своей структуре зримые элементы фольклорной основы»2. Яркое свидетельство этому, например, раннее творчество основоположни­ ка марийской литературы С.Г. Чавайна и вся марийская дореволюционная литература в целом. Второй период отличается «более опосредованной связью с фольк­ лором: либо это намеренная стилизация под произведения устного народ­ ного творчества, либо творчество уже собственно художественное, но в структуре которого фольклорная тематика и фольклорный арсенал изобра­ зительных средств еще играют определяющую роль»3. Такой этап, к при­ меру, в истории эстонской литературы отмечен на рубеже XIX-XX веков, а в художественном творчестве финно-угров Урало-Поволжья - в 1920-х годах (ярким примером такого типа фольклоризма в марийской прозе яв­ ляется рассказ С.Г. Чавайна «Окавий»), Особенность третьего этапа в художественной «работе» с фолькло­ ром определена Н.М. Басселем следующим образом: «фольклорные эле­ менты уже оказываются в подчиненном индивидуально-творческому лите- 1Кудрявцева Р.А. Периодизация литератур. 2Там же. 3Там же. 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz