Бакула, В. Б. Финно-угорский литературный процесс и этнокультурное пространство России : учебное пособие к курсу «Литературное краеведение» : [учебное пособие по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», направленность «Русский язык. Литература»] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2019. - 111 с.

культурных условиях. «Кроме того, в отношении их всех нельзя не прини­ мать во внимание связь с русской культурой, имеющую глубокие корни»1. Таким образом, в основу отбора литератур, входящих в финно- угорскую литературную общность, П. Домокош кладет генетическое род­ ство народов, их культур. Тем самым ученый утверждает систему новой дисциплины - уралистского литературоведения2. В пользу существования финно-угорской литературной общности говорят исследования эстонского фольклориста и литературоведа И. Шё- тера, венгерского академика Б. Кёпеци, словацкого исследователя Д. Дю- ришина, эстонского литературоведа Н.М. Басселя, др.3 В последние годы стало заметным общественным явлением в Европе международное финно-угорское движение, направленное на сохранение и развитие народов, входящих в эту языковую семью. Эти народы объеди­ няются, поскольку хотят защитить не только право на существование, но и сохранить свои традиции, язык, культуру. «Примером таких взаимоотно­ шений является процесс интеграции или сотрудничества финно-угорских народов России, начавшийся в конце 1980-х - нач. 1990-х гг. в области культуры и науки, средств массовой информации, образования и общест­ венно-политической сфере. Он направлен на решение общих для большин­ ства финно-угорских народов России задач, важнейшими из которых яв­ ляются устранение угрозы ассимиляции и потери национальных культур и языков, а также защита прав коренных малочисленных народов»4. «Сфор­ мировавшийся финно-угорский мир, который складывается из ставших традиционными взаимодействий научных, общественных, культурных кругов финно-угорских народов, сегодня становится фактором этнической мобилизации»5. Национальные движения финно-угорских народов России - карелов, коми, мари, мордвы, удмуртов, которые утвердились в россий­ ском общественно-политическом пространстве в начале 90-х годов XX в., ‘Домокош П. Формирование литератур малых уральских народов. Йошкар-Ола: Ма­ рийское кн. изд-во, 1993. С. 8. См. об этом: Кубанцев Т.И. Общность финно-угорских литератур и пути ее изучения // Интеграция образования. 2005. № 1/2. С. 234-236. 3См. об этом: Кубанцев Т.И. Общность финно-угорских литератур. С. 237-240. Малинина О.С. Этнокультурное и общественно-политическое сотрудничество финно- угорских народов в современной России: автореф....... дис. к. исторических н. Йошкар- Ола, 2008. URL: http://cheloveknauka.com/etnokultumoe-i-obschestvenno-politicheskoe- sotrudnichestvo-finno-ugorskih-narodov-v-sovremennoy-rossii#ixzz5iT09ko21 (дата обра­ щения: 07.06.2016). Шкалина Г.Е. Финно-угорская культура в России: проблемы и перспективы. С. 52. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz