Бакула, В. Б. Финно-угорский литературный процесс и этнокультурное пространство России : учебное пособие к курсу «Литературное краеведение» : [учебное пособие по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», направленность «Русский язык. Литература»] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2019. - 111 с.
сти становится выполнимой1, а в будущем «мироразвитии», в геокультур- ном пространстве, ревитализация глубинных пластов этнической культуры становится «важным ресурсом жизнеспособности общества»2. По мнению Н.Н. Глуховой и В.А. Глухова, «этническая система цен ностных ориентиров представлена в фольклорных произведениях любого народа», но «среди всех существующих жанров фольклора система этни ческих ценностей наиболее кратко и содержательно выражена в послови цах и поговорках», поскольку «они обобщают колоссальный опыт народа, накопленный в течение жизни многих поколений»3. В своей монографии ученые на основе анализа системы этнических ценностей одиннадцати финно-угорских народов: венгров, води, карел, коми, ливов, мари, мордвы, саамов, удмуртов, финнов и эстонцев - уста навливают «глубинную суть общности культуры финно-угорского “супер этноса”», подразумевая под суперэтносом вслед за JT.H. Гумилевым «эт ническую систему, состоящую из нескольких этносов, возникших одно временно в одном ландшафтном регионе, проявляющуюся в истории как мозаичная целостность»4. Не менее значительны различия финно-угорских литератур в типо логическом и генетическом планах, что позволило поставить вопрос об обоснованности такого понятия, как финно-угорская литературная общ ность. Черты и признаки литературной общности определяет доктор фило логических наук, специалист по литературам народов России Р. Бикмуха метов, по мнению которого это понятие «отражает общественно- политическое, государственное и культурное единение; определяет ее ме сто в истории как отечественной, так и мировой культуры художественно го слова; связывает закономерности ее развития с закономерностями ми рового художественного развития». Это определение Р.З. Хайруллин и Т.Н. Зайцева дополняют «общностью исторических судеб народов, литера туры которых отнесены к этой общности; устойчивыми взаимосвязями и взаимовлиянием литератур, входящих в нее; наличием развитого языка- посредника, через который отдельнью литературы соединяются в общ ‘Глухова Н.Н., Глухов В.А. Системы ценностей финно-угорского суперэтноса. С. 8-9. Шкалина Г.Е. Финно-угорская культура в России: проблемы и перспективы // Вестник КемГУКИ. 2012. № 20. С. 52. 3Глухова Н.Н., Глухов В.А. Системы ценностей финно-угорского суперэтноса. С. 8-9. 4Там же. С. 7. 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz