Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.

В данной тематической подгруппе в проанализированном материале зафиксировано 20 лексических единиц, что составляет 2,6 % общего количества собранной лексики духовной культуры кильдинского диалекта саамского языка. Среди них 9 однословных лексем (8 непроизводных, 1 производное) и 11 словосочетаний (с выраженной связью: 1 синтетическое; с невыраженной связью: 1 с примыканием, 3 с соположением; словосочетания из трех и более единиц: 6). Долгое время считалось, что у саамов не было музыкальных инструментов.Об этом писал в свое время русский ученый этнограф А.И. Кельсиев, посетивший русскую Лапландию в последней четверти XIX в.: «Лопари не имеют никаких музыкальных инструментов, не поют и песен не знают» [Визе 1911: 482]. Вероятно, это заявление авторитетного ученого не способствовало интересу к изучению музыкальных инструментов саамов, тем более, что еще один российский ученый Ю. Визе, посетивший Кольский полуостров в начале XIX в. и собиравший саамские песни, подтвердил: «Своим собственным музыкальным инструментом лопари не обладают, но перенятая от поморов «гармошка» начинает приобретать среди лопарей боыпую популярность; однако на гармонии они совершенно не играют своих мелодий, предпочитая в данном случае русские и карельские мотивы» [Визе 1911: 483]. Своеобразное саамское пение не предполагает аккомпанемента на обычных инструментах, оно явилось результатом самобытного образа жизни саамов - полукочевого. Кроме того, лопари неохотно пели перед незнакомыми людьми, а тем более могли не показывать какие-то приспособления для издавания звуков. Они оберегали свой фольклор. Поэтому под гармошку саамы поют русские и карельские песни. «Становится несостоятельным и утверждение, что у саамов якобы нет музыкальных инструментов. По инициативе руководителя Ловозерского ансамбля песни и пляски В.Д. Гуринова воссоздаются забытые национальные инструменты» [Беляева 1991: 38]. «Тогда были отмечены как воссозданные забытые национальные инструменты навът ‘завывалка’, хоуфф ‘жужжалка’, келлах ‘колокольчики’, придуманные самими участниками ансамбля - постучалки, оленьи копытца, природные камушки» [Киселев, Киселева 1987: 169]. В 2001 г. студент Петрозаводской консерватории для сбора материала к дипломной работе несколько раз побывал на Кольском полуострове, собрал сведения о саамских инструментах и классифицировал их [Соловьев 2007: 58-60]. 2.4.3. Тематическая подгруппа «Лексика музыкального искусства» 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz