Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.

2. переворачивать, поворачивать кого-что (другой стороной)’ [СРС: 94]; (ср.: кавьсе ‘1) изменить; 2) направить; 3) повернуть’ [ССРРС: 34]; ‘1. повернуть, развернуть кого-что; 2. перевернуть, повернуть кого-что (другой стороной) ’ [СРС: 94]; нюччке 1) прыгать, прыгнуть; 2) скакать, скакнуть; 3) плясать, танцевать)’ [ССРРС: 65, СРС: 223] ‘прыгать’ [СРС: 223] обозначают разновидности танцевальных движений (ср.: нюччкмушш - спорт, ‘прыжок’ [СРС: 223]). В ЛСГ «Манера исполнения танца» входят лексемы кёИпсэнне пляссъе ‘легко танцевать’ [СРС: 257]; пляссъей нючкнэлле ‘подпрыгивание’ [АА], букв, ‘танцевать подпрыгивая’ (ср.: нючкнэлле - наречие, образовано от глагола нюччкэ посредством суффикса -нэллэ со значением образа действия). Таким образом, в ТПГ «Лексика танцевального искусства» выделено 5 ЛСГ. В данную ТПГ входят непроизводные лексемы, которые представляют собой как саамские ( нюччке ‘танцевать’, коаввсэ ‘повернуться’), так и заимствованные слова ( кадриль ‘кадриль’, тоавврэшш ‘товарищ’, пляссъе ‘плясать’). В исследуемой группе представлена синонимия: нюччкмушш - пляссъемушш; тоавврэшш - каннЬц. Заимствованная лексема пляссъе участвует в словообразовании: пляссъе-пляссъей, пляссъе- пляссъемушш, пляссънэгк, пляссъяссьтэ; образует словосочетания: танец пляссъей и др. Синтетические словосочетания образованы по модели «сущ. в генитиве + сущ.» (каррнас пляссъемушш ‘танец ворона’, пуаз пляссъемушш ‘танец оленя’), словосочетания с невыраженной связью представляют собой примыкание ( танец пляссъей ‘исполнитель танца’, удлэсь пляссъемушш ‘быстрый танец’). Из 26 лексем 7 не зафиксированы в современных словарях саамского языка. Лексика танцевального искусства широко используется в последнее время благодаря народным коллективам, которые возрождают песенное и танцевальное искусство саамов. Традиционные танцы саамов отражают мифологические представления народа, в их символическом языке обозначаются ценностные ориентации этноса, они связаны с обрядовым комплексом. В саамских танцах заключено пластически-образное мышление народа. Семантика народных танцев саамов состоит в подражании природе (танец ворона, медведя, оленя), они могли являться частью ритуального действа на основе почитания тотема. Ритуальные танцы рассматриваются как своеобразная форма пластически-танцевального проявления этноса, в котором отражены его мифо-религиозные представления. 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz