Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.
певец’ [АА], пэръмусс лыввтъей ‘лучший певец (-ица)’ [АА], мдджесъ лыввтъей ‘красиво поющий (-ая)’ [АА], образованные по модели «прил. + сущ.», трехсловное словосочетание йжесь сумме лыввтай ‘певец (певица), создающий свой мотив’ [АА]. В ССРРС данные лексемы не зафиксированы. Таким образом, в ТПГ «Лексика песенного творчества» в результате проанализированного материала выделено 5 ЛСГ. Наполняемость ТПГ песенной лексики свидетельствует о том, что этот пласт лексики духовной культуры сохранился в кильдинском диалекте саамскогоязыка. Песенная лексика кильдинского диалекта состоит как из непроизводных и производных однословных лексем, образованных морфологическим способом, так и из составных наименований с не выраженной между компонентами связью, образованных по модели «прил. + сущ.», «прич. + сущ.», «сущ. + сущ.». В группе зафиксировано только 2 словосочетания со связью, выраженной формой слова (синтетические): укцэ лавл и эфтэсът лоаввлъе. Большинство словосочетаний образовано связью примыкание по модели «прил. + сущ.». Синонимия представлена среди непроизводных однословных лексем ( суммъ, лыввът, лаввл, луввьт в значении ‘песня’), а также производных ( лыввтъей, лаввлэй ‘исполнитель песни’). Наличие лексемы йойка информанты отрицают, в современных саамских словарях она не зафиксирована. Это название связывают с песней западных саамов [АА и др.]. С точки зрения происхождения, лексемы представляют собой исконную саамскую лексику, к заимствованию из русского языка можно отнести слово нарэд ‘народ’, которое претерпело незначительную фонетическую адаптацию. В результате полевых исследований собран лексический материал, не зафиксированный в современных словарях саамского языка (5 единиц). Данная группа лексики отражает особенности песенного искусства саамов, связанные с кочевым образом жизни народа, «долгими кочевками, одинокой ездой на оленях, жизнью саамов, ограниченной рамками семьи, оторванной от большого коллектива оленеводов» [Сенкевич-Гудкова 1959: 41]. В саамских песнях обнаруживается характер коренного народа Кольского полуострова: «преданность лопаря к своей родине, мягкость и нежность его чувства, миролюбие и способность его к глубокой любви» [Немирович-Данченко 1877: 213]. По мнению ученых, «музыкальная культура саами - одна из древнейших в ряду культур народов Севера нашей страны», она связана с наскальными рисунками [Травина 1987: 4], «саамские песни еще в большей степени, чем сказки, являются реликтом глубокой древности» [Сенкевич-Гудкова 1959: 41]. 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz