Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.

виде важенки2 (напр., дочери на свадьбу, на рождение), лёййп палл кутэнЬ кэлътанЬ - символ подаренного на свадьбу оленя, лёййп палл эфтэнЬ кэлътанЬ - символ подаренной на свадьбу овцы. Данные словосочетания эквивалентов в русском языке не имеют, они отражают этническое своеобразие коренного народа, выраженное в древних обычаях, которые сохранились до сих пор. 2.3.4. Тематическая подгруппа «Лексика погребально­ поминального обряда» В данной ТПГ в проанализированном материале зафиксировано 188 лексем, что составляет 23% общего количества собранной лексики духовной культуры кильдинского диалекта саамского языка. Среди них 60 однословных лексем (25 непроизводных, 35 производных) и 128 словосочетаний (с выраженной связью: 39 синтетических, 7 аналитических; с невыраженной связью: 9 с соположением; 23 с примыканием); 50 словосочетаний состоят более чем из двух слов (из них 8 предикативных словосочетаний). Описанию погребальной обрядности саамов Кольского полуострова посвящены труды Н.П. Большаковой [2005: 270- 275], Ф.Г. Иванова-Дятлова [1928: 94-96], Т.В. Лукьянченко [2003: 115-117], Н.Н. Харузина [1890: 155-277]. Однако погребально­ поминальная лексика кильдинского диалекта недостаточно представлена в данных этнографических работах, она до сих пор не подвергалась системному анализу, нет общепринятой классификации самого обряда. В структуре погребально-поминального обряда кильдинских саамов можно выделить три периода: предпохоронный (момент наступления смерти, приготовление умершего к погребению, прощание с умершим), похоронный (захоронение или погребение) и послепохоронный (поминальный). В составе данной ТПГ выделены следующие ЛСГ: «Общие названия обрядов», «Названия обрядовых действий предпохоронного обряда», «Названия обрядовых действий похоронного обряда», «Названия обрядовых действий послепохоронного обряда», «Названия участников обрядовых действий и умершего», «Названия атрибутов и места захоронения погребально-поминального обряда», «Представления о судьбе, жизненном пути». В саамском языке, по данным информантов, имеется общее название предпохоронного обряда: проашшъемушш ‘прощение, прощание’ [АА]; похоронного обряда: рукант, руххкмушш, чйгкмушш ‘похороны, погребение’ [АА] и поминального 2 Важенка - трехгодовалая оленья самка после первого отела [СРС: 33]. 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz