Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.

‘матка’ (букв, ‘место, где завязывается человек и живым родится’) [АА] и др. Данный пласт лексики является свидетельством самобытного мировоззрения коренного народа Кольского полуострова, особенностей его жизни. Древние мифологические представления саамов об одинаковом устройстве природы и человека отражает лексема пёссь ‘послед’ (букв, ‘гнездо’ [АА]; ‘1. береста 2. гнездо’ [СРС: 254, ССРРС: 72]). Лексемы коавас ‘кувакса (национальное жилище саамов)’ [СРС: 113], ‘чум’ [ССРРС: 39] свидетельствуют о кочевом образе жизни саамов; лексемы л айхх ажесът (пуаз) ‘подарок на рождение от отца’ [АА] (букв, ‘подарок отца - олень’); лайхх ённэсът (пуаз) ‘подарок на рождение от матери - олень’ [АА] отражают обычаи саамов, связанные с традиционным занятием - оленеводством. 2.3.2. Тематическая подгруппа «Лексика крестильного обряда» В данной тематической подгруппе в проанализированном материале зафиксировано 28 лексических единиц, что составляет 3,4% общего количества собранной лексики духовной культуры кильдинского диалекта саамского языка. Среди них 21 однословная лексема (12 непроизводных, 9 производных) и 7 словосочетаний (с выраженной связью: 2 синтетических; с невыраженной связью: 4 соположения; словосочетания из трех и более единиц: 1). Обряд крещения относится к церковным обрядам и связан с христианизацией саамов Кольского полуострова, которая произошла окончательно только в XVI в., хотя о контактах русских с саамами известно с конца XII в. Длительное общение саамов с русским населением подготовило почву для перехода их к христианству [Ушаков Т. 1. 1997: 42]. Как отмечает этнограф Н.Н. Волков, христианскими обрядами сопровождались обряды жизненного цикла: рождение ребенка, вступление в брак и похороны [Волков 1996: 72]. Важным вопросом первого периода появления ребенка в семье был вопрос о его крещении. Описание элементов саамского обряда крещения встречается в работах Т.В. Лукьянченко [2003: 108-117], Н.Н. Харузина [1890: 178-206, 256-258], И. Шеффера [2008: 326]. Однако лексика крестильного обряда кильдинского диалекта саамского языка практически не представлена в данных этнографических работах, онадо сих пор не являлась предметом системного лингвистического анализа. В составе крестильной лексики на основе семантической 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz