Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.

‘забеременеть’ [АА]. В передаче различных оттенков протекания действия по уходу за ребенком участвуют словообразовательные суффиксы — ассьтэ, — эдтэ, —эннтэ: айтнэ парна ‘успокоить ребенка’; айтнассътэ ‘ 1 . понянчить кого (немного), 2. успокоить, утихомирить, унять кого (быстро)’; айтнэдтэ ‘ 1 . нянчить кого (в настоящий момент), 2. утихомиривать, унимать, заниматься успокаиванием, успокаивать кого (постоянно; иногда, бывало)’; айтнэннтэ ‘успокаиваться (о ком-л.)’; ср.: аййтнэ ‘успокоиться, утихомириться, уняться (о ком-л.)’ [СРС: 22]; суффиксами -л-, -ъ-, -элл-, -Х-, -хувв-, -мушш: суаннлэ ‘успокоиться, утихомириться (быстро)’; суаннънэллэ ‘успокаивать, утихомиривать кого (постоянно)’ [СРС: 334]; уййнэ - ‘1. видеть, замечать кого-что; 2. наблюдать, присматривать за кем-чем’ {уййнэ napuami - ‘нянчить детишек’); лаввкэ ‘купать/выкупать, мыть/вымыть кого (в бане, в ванне)’; парна лаввкэшъ ‘ребенка выкупали’ [СРС: 151] и др. Среди словосочетаний, участвующих в лексическом наполнении ТПГ «Родильный обряд», представлены обе группы словосочетаний, наличествующих в саамском языке: словосочетания, связь между компонентами которых выражена синтаксически - посредством форм словоизменения, либо аналитически - с помощью вспомогательных слов (предлогов, послелогов и вспомогательного глагола) [Керт 1971: 243], а также словосочетания, которые образованы способом соположения [Керт 1971: 267] или примыкания [Керт 1971: 271]. Самыми распространенными являются синтетические словосочетания, образованные при помощи форм словоизменения: лайхх ажесьт (пуаз) - ‘подарок на рождение от отца’ [АА, ЛГ] (букв, ‘подарок отца’); лайхх ённэсът (пуаз) ‘подарок на рождение от матери’ [АА, ЛГ]. «Новорожденным лопари дарят самку оленя. Все рождающиеся от нее животные принадлежат ему; таким образом лопарь, подрастая, уже владеет собственным стадом» [Немирович-Данченко 1877:494]. К этой же группе словосочетаний принадлежат: ёнас паррнэе ённЬ ‘многодетная мать’ [СРС: 80] (букв, ‘множество детям мать’); парън шэннта нызан ‘родившая женщина, роженица’ [АА]; раннЬт чадзъ ‘молозиво’ [АА, ГА] (букв, ‘грудь вода’); ённЪ маййт - ‘материнское молоко’ [АА] (букв, ‘мать молоко’); вёшшьк тасс ‘медный таз’ (букв, ‘медь таз’) [АА, НА, ГТ] и другие; аналитические словосочетания, образованные при помощи вспомогательного глагола: парна лй кэбпяй ‘ребенок болезненный’ [АА]; ённЪлй паррнай ‘многодетная мать’ [АА, СРС: 248] и предлогами-послелогами: вэсьт шэннтэм чадзъ ‘околоплодные воды’ [АА] (букв, ‘перед родами вода’); кйссэ 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz