Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.

показывает, что названия эти состоят как из однословных наименований (Осподт -Господь, Иммелъ - Бог), так ииз составных (Алльм Аджь - Небесный Отец, Йммель Вуйнас - Божий Дух, Пассъ Иняс - святой дух, Пассь Йуук - святой дух (святая душа), Алльм Выгкэй - небесный покровитель). Составные наименования Йммель Вуйнас, Алльм Выгкэй, Алльм Аджь создавались по модели «сущ. в генитиве + сущ.»: Йммель Вуйнас буке, ‘бога дух’, Алльм Выгкэй буке, ‘неба покровитель’, Алльм Аджь буке, ‘неба отец’. В данных словосочетаниях в определительной функции выступает существительное в генитиве, которое выполняет роль относительного прилагательного и стоит перед определяемым словом. Это свойственно для саамского языка [см. об этом: Р.Д. Куруч 1985: 539, Г.М. Керт 1971: 242]. Функция данного типа словосочетания - «лицо, предмет, к которому что-либо_относится» [Керт 1971: 245]. Составные наименования Пассь Йняс, Пассь йуук создавались по модели «прил. + сущ.». ВСРС иССРРСданные составные наименования не встречаются, представлены только отдельные компоненты словосочетания: слова алльм ‘небо’ [СРС: 24, ССРРС: 12], аджь ‘отец’ [СРС: 20, ССРРС: 11], йммель ‘бог’ [СРС: 91], вуйнас ‘воздух’ [СРС: 55, ССРРС: 22], пассъ ‘пост’ [СРС: 250] с пометой религ.; йуук ‘душа’ [СРС: 92], выгкэй ‘вождь, руководитель’ [ССРРС: 26]. В исследуемой ЛСГ представлена синонимия как один из видов семантических отношений. Слово Осподт, несомненно, является русским заимствованием, подвергшимся фонетическому изменению (Господь - Осподт), в СРС и ССРРС оно не зафиксировано. Составные наименования являются религиозными терминами, они относятся к лексике ограниченного употребления. Слова, входящие в составные наименования, относятся к общеупотребительной лексике, они зафиксированы в словарях и образуют сочетания с другими словами, например: пассьпёййв ‘воскресенье (день недели)’ [СРС: 250] и др., а также участвуют в словообразовании: йнкхуввэ ‘очерстветь, стать бездушным’; йннклуввэ ‘стать душевным’ [СРС: 92]; йммель лоаннът зоол. - оляпка (букв. ‘Божья птичка; по саамским поверьям эта птичка принесла богу травинку, с которой пошла земля’) [СРС: 91]. Составные наименования используются в духовной литературе, переводах Библии. 2. Наименования понятий, обозначающих религиозные начала: йуук, лыххк, Алльм Цоаррвудт, райй, няввмушш, вуэссьвудт, вуййкэссьт саррнмушш, Пассь вйрр. Йуук ‘душа’ [СРС: 92], ‘дух’ [АА]. Слово йуук входит в 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz