Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.
работах лексико-семантического, в том числе этимологического направления, исследуются развитие и изменение лексического значения единиц религиозной сферы [Горюшина 2002 и др.]; формируется лингво- и социокультурологическое направление, акцентирующее идеологический аспект семантики религионимов [Купина 1995 и др.]; риторико-стилистический аспект анализа религионимов как стилеобразующих средств [Крылова 2003, Крысин 1996 и др.]; отдельно выделяется лексикографический аспект [Емельянова 2000, Купина 1995, Скляревская 2000 и др.].. Ученые исследуют разные объекты: лексику православия [Алексеева 2009, Михайлова 2004, Скляревская 2000, Толстова 2007, Четырина 2008], церковную лексику с предметным значением [Петухова 2003], лексику православия и католицизма [Горюшина 2002]. Различны и критерии классификации религиозного пласта лексики: по сфере бытования [Алексеева 2009, Иванова 2008, Толстова 2007], по семантической сфере [Булавина 2003, Горюшина 2002, Михайлова 2004, Скляревская 2000, Тимофеев 2001], со стилистической точки зрения [Крылова 2003]. Относительно классификации религиозной лексики христиан ского содержания в научной литературе нет единой точки зрения. Так, в работе Р.И. Горюшиной предлагается 9 ТГ религиозной лексики, К.А. Тимофеев выделяет 3 основные группы исследуемой религиозной лексики, С.В. Булавина религиозную лексику делит на 4 подгруппы, Г.Н. Скляревской представлены 11 ТГ религиозной лексики. Исходя из классификации, предложенной Г.Н. Скляревской [2000: 8] и Р.И. Горюшиной [2002: 7-12], религиозную христианскую лексику кильдинского диалекта можно представить в виде следующих ЛСГ: «Наименования Верховного божества, Всевышнего творца», «Наименования понятий, обозначающих религиозные начала», «Наименования понятий, противоречащих религиозным началам», «Наименования предметов культа, церковной утвари», «Наименования религиозных обрядов, таинств», «Наименования священнослужителей, христианской церковной иерархии», «Наименования подвижников и противников христианства», «Наименования книг церковного содержания», «Наименования церкви, храмовой постройки». 1. Наименования Верховного божества, Всевышнего творца: Осподт, Йммелъ, Алльм Аджь, Йммель Вуйнас, Пассъ Йняс, Пассъ Иуук, Алльм Выгкэй [АА]. В данную группу входят названия, обозначающие Верховное Божество, управляющее миром. Анализ лексического материала 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz