Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.

подчинительного типа. Лексемы Рухтнас, нойд-акка - сложные слова сочинительного типа. Лексема нойд, нуэйт характеризуется фонетическим варьированием. Возможно, лексемы Мяндаш- пырре, чуэрвъ-гарты представляют собой аналитические словосочетания с выраженной послелогами связью. С точки зрения происхождения, в данной ТПГ не встречаются заимствования из русского языка. Лексема сеид восходит к уральскому пласту лексики, лексемы Тьерьмесь, нойд, Мец - имеют параллели в финском языке. В настоящее время лексика дохристианских верований вышла из общего употребления, она зафиксирована в этнографических и фольклорных источниках, в словарях современного саамского языка она не отражена, кроме лексемы нуэйт. В K.KS с пометой религ. представлены тематические групппы лексики тотемизма, фетишизма, анимизма и шаманизма, магическая лексика в KKS не обнаружена. Культовое значение у отдельных лексем вторично ( ерле-четьке, пыррт-хозяин). Лексика данной ТПГ отражает языческие верования коренного народа Кольского полуострова, связанные с древнейшим традиционным промыслом - оленеводством. 2.2.2. Тематическая подгруппа «Лексика христианских верований» В данной ТПГ в проанализированном материале зафиксировано 46 лексем, что составляет 5,6% общего количества собранной лексики духовной культуры кильдинского диалекта саамского языка. Среди них 26 однословных лексем (17 непроизводных, 9 производных) и 20 словосочетаний (12 с выраженной связью - синтетических, 6 с невыраженной связью - примыканием, 2 словосочетания состоят из трех слов). Анализ литературы показывает, что в работах, посвященных исследованию религиозного (христианского) пласта лексики, нет единого подхода к ее изучению и классификации. Христианская лексика анализируется с разных точек зрения: как составная часть современного русского языка или как принадлежность замкнутой (церковной) сферы употребления. Неоднородно и многозначно само понятие «религиозный». Изучение религиозной лексики христианского содержания ведется с различных позиций: в работах когнитивного плана исследуется ментальная специфика концептов религиозной сферы в общекультурном дискурсе [Булавина 2003, Воробьев 2008 и др.] и в дискурсе религиозном [Гольберг 2002, Карасик 1999 и др.]; в 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz