Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.

Куэмдас ‘бубен шамана’ [БНП: 336], ‘волшебный барабан’ [Шеффер 2008: 171]. Лексема зафиксирована в Семиостровском, Иоканьгском, Лумбовском и Кильдинском погостах в разных фонетических вариациях: kUmdes, koamtas, koamdtazi ‘волшебный барабан’ [KKS: 165]. 5. Магическая лексика: чуэрвъ-гарты, Пдръявър, почень. Чуэрвь-гарты - рога диких оленей, важнейшее орудие охотничьей магии в период, предшествовавший приручению дикого оленя. Чуэрръв (чуэрьв) ‘рог’ [СРС: 407, ССРРС: 109, АА]; слово «гарты», возможно, имеет русское произношение, в саамском языке наличествует лексема гоарръ (гоарь) ‘сторона, по направлению к кому-чему, за кем-чем’ [СРС: 75, ССРРС: 28]. Возможно, значение слова ‘по направлению рогов, вслед за рогами’. Этот способ колдовства состоял в следующем: облюбовав себе место в районе охотничьих владений селения, охотник сносил сюда рога убитых им оленей и ставил в два параллельных ряда так, как рога должны были стоять у бегущих друг за другом оленей. Таким образом как бы указывался путь диким стадам, которые должны были следовать за рогами и так приручаться. Унесенная тестем лобная кость с рогом из чуэрръв-гарта зятя влекла за собой перемещение стад диких оленей вслед за костью [Волков 1996: 73]. Поръявръ - жертвенное озеро. Поръ —русское произношение глагола пдррэ ‘кушать’ [СРС: 266, ССРРС: 75, АА, НА] и яввьр (явьр) ‘озеро’ [СРС: 431, ССРРС: 115, АА, НА]. По рассказам ижемцев, которые записал Н.Н. Волков, у этого озера было множество жертвенных рогов оленей, украшенных нитками бисера и кусочками цветного сукна [Волков 1996: 73]. Возможно, это сложное слово подчинительного типа. Почень - пояс особого устройства и формы, использовали при волхованиях, лечении больных. Обряд, связанный с ним, описан у Н.Н. Волкова [Волков 1996: 77-78]. Лексема не зафиксирована в словарях саамского языка. Таким образом, в ТПГ «Лексика дохристианских верований» выделены 5 ЛСГ в соответствии с формами первобытных верований (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия и шаманизм). Лексика дохристианских верований представлена однословными непроизводными существительными ( почень, нойд, сеид, Мяндаш), именами собственными: Каврай (этимология затемнена) и субстантивированным качественным прилагательным Тьерьмесь. Зафиксирована одна лексема, образованная способом примыкания по модели «глаг. + глаг.» — ерле четьке. Лексемы Мяндаш-каб, Мяндаш-вежа, Мяндаш-парнъ, коннЬт-акка, Разиайке, Луотхозик, пырт-хозяин, Мец-хозяин, Аккрува, порръявврь —сложные слова 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz