Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.
Предметы могли мыслиться саамами как самостоятельное сверхъестественное существо, как постоянная или временная обитель божества. Наиболее древними фетишами являются природные объекты - необычной формы скалы, камни, деревья. У саамов существовало поклонение сейдам. Сеиды - священные камни, в которых, по саамским поверьям, обитал дух [АА, ГВ, ГП, НА]. Г.М. Керт переводит это слово как «божество» и говорит о его субстратном происхождении [Керт 1971: 8]. У В.В. Чарнолуского рассказано о «пустых» сейдах, т.е. о тех, в которых, по преданию, еще не так давно обитали духи двух великих хозяев, живших в памяти народа: Разиайке - хозяйки травы и ягельных пастбищ и ее супруга Рухтнаса - заступника людей перед старшим братом, грозным Кавраем - вершителем людских судеб [Чарнолуский 1965: 68]. Издали эти сейды напоминали две величественные фигуры с гордо поднятыми головами, с бесформенными профилями мужчины и женщины [Чарнолуский 1965: 69]. В сейде, считали в старину, обитал дух этого камня, предок, родоначальник обитателей какого-либо населенного пункта [Чарнолуский 1965: 133]. В СРС и СРРСС лексема сеид не зафиксирована. В KKS отмечено значение лексемы Sied-vun {религ.) ‘дедушка духа Рухтнас’ [KKS: 488]. Несколько озер на Кольском полуострове носят название Сейдозера, или Сёйтяввьр. О Сейдозере пишет В.Ю. Визе в 1910 г.: «О Сейдозере много легенд сложено. Сейдозеро по-другому Свято-озером, озером духов называется, и считается оно религиозно-культовым местом» [БНП 2005: 283, 313]. Скорее всего, непроизводная лексема сейд уральского происхождения от sej ‘глаз’, что свидетельствует об общей прародине финно-угров и самодийцев. Прауральские лексемы не имели исходно сакрального значения и относились к общеупотребительной лексике [Ким 1999: 27] (ср. в селькупском языке лексему sejdyrnan ‘ясновидец’от sejdyr ‘быть ясновидящим’, в свою очередь, производная от sej ‘глаз’) [Ким 1999: 15]. Ерле четъке - камень счастья, или живой камень (окаменевший плоскийорех), амулет. ПомнениюН.Н. Волкова, этоамулетместного значения, так как в западной части Кольского полуострова о нем ничего не известно [Волков 1996: 77]. Словосочетание образовано путем соединения двух слов при перечислении (примыканием) по типу «глаг. + глаг.»: ёррлэ ‘потереть, порастирать, натереть’и чаццъкэ ‘бросить’ [СРС: 81, 388; ССРРС: 31, 104]. 3. Анимистическая лексика: Луот-хозик, Разиайке, Рухтнас, Каврай, Тйръмесъ, Аккрува, Мец-хозяин, Пырт-хозяин. Самая многочисленная группа духов в древнем пантеоне саамов 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz