Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.

В дохристианской лексике саамов Кольского полуострова можно выделить следующие ТПГ: 1. Тотемистическая лексика: Мяндаш, Мяндаш-пырре, Мяндаш- вежа, Мяндаш-каб, Мяндаш-парнъ, коннЬт-акка. Мяндаш - золоторогий олень, от которого, по легенде, произошли саамы. «Мяндаш - первопредок и культурный герой саамов, воплощающий в себе судьбу народа и его путь» [Теребихин 2004: 252]. В легенде о Мяндаше отразился культ дикого северного оленя. Легенда ведет свое происхождение с тех времен, когда охота была основным источником существования предков лопарей (лопари - дореволюционное название саамов) [Чарнолуский 1972: 265]. «Среди авторов, писавших о лопарях, никто не упоминал об этом божестве. Его имя и поклонение ему хранилось в тайне со времен глубокой древности. В пантеоне лопарских божеств он занимал обособленное положение» [Чарнолуский 1966: 301]. Информанты затрудняются объяснить значение лексемы Мяндаш [АА, ГА, ЛГ, ММ, НА]. В.В. Чарнолуский указывает: «Мяндаш отслова«мьянна»-нежный бархатистый мех, покрывающий молодые ростки оленьих рогов на первом-втором месяце» [Чарнолуский 1965: 62]. В современных саамских словарях (CPC, ССРРС) данная лексема отсутствует, в KKS зафиксирована лексема meandas с пометой религ. ‘вожак стада диких оленей’ [KKS: 245]. Мяндаш-пырре - «понятие отвлеченное, связанное с обожествлением тотемного животного - дикого северного оленя» [Чарнолуский 1965: 134]. Данная лексема - имя собственное. Лексема пырре означает ‘вокруг, кругом’ [СРС: 278], ‘весь’ [ССРРС: 77, АА, НА]. Вероятно, лексема изначально обозначала безличную сверхъестественную божественную силу, управляющую природными процессами, находящуюся всегда и везде - пырре, следовательно, Мяндаш-пырре - сверхъестественная сила, находящаяся везде. Первичной формой религии было поклонение природе, т.е. безличной силе, обозначаемой понятием «манна». Эта сила разносторонняя по своей направленности и по своему значению, она может действовать и во вред, и на пользу. Манна считается присущей людям, которые имеют успех в жизни. Вера в существование безличной силы универсальна, обнаружена у многих племен и народов на ранних этапах истории религии: «манна» у меланезийцев, «оренда» у ирокезов, «маниту» у алгонкинов, «ньяма» у жителей Западного Судана и т.д. [Ленсу 2003: 29]. Особое уважительное отношение к Мяндашу и связано, вероятно, с этим. У В.В. Чарнолуского записана беседа с саамом Ефимом Андреевичем Даниловым: «Настоящие мяндаши живут на высокой горе, туда, на запад. Там у них высокая вершина, там у них дом стоит. Они живут в нем и видят все (разрядка наша. - 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz