Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.

«адыгские фамилии», «названия христианско-языческих божеств» [Хужева 2002: 9]. Таким образом, в работах, посвященных исследованию религиозной лексики в языках народов России, нет единой классификации этой тематической группы слов. С нашей точки зрения, ТГ «Лексика верований» саамов Кольского полуострова может быть представлена двумя ТПГ: лексикой дохристианского (языческого) и лексикой христианского происхождения, что соответствует принятому в отечественном религиоведении выделению этапов развития исторических форм религии [Лобазова 2005: 43]. 2.2.1. Тематическая подгруппа «Лексика дохристианских верований» В данной ТПГ в проанализированном материале зафиксирована 21 лексема, что составляет 2,6% общего количества собранной лексики духовной культуры кильдинского диалекта саамского языка. Среди них 18 однословных лексем (4 непроизводных, 14 производная) и 3 словосочетания (2 с выраженной связью - аналитических, 1 с невыраженной связью - примыканием). О ранних формах религии у саамов Кольского полуострова писали этнографы Н.Н. Волков [1996: 72-78], Н.Н. Харузин [1890: 135-157], В.В. Чарнолуский [1972: 37], З.Е. Черняков [1998: 60-64], историк И.Ф. Ушаков [Т. 1. 1997: 23-24]. Ученые отмечали, что до принятия христианства саамы были язычниками: поклонялись различным божествам-духам (сейдам), которым приносили в жертву часть охотничьей добычи. «Лопари, как было уже сказано, погружены были в самое грубое идолопоклонство», «под фанатическим руководством своих жрецов и кебунов они боготворили гадов, ночных нетопырей и других животных» [Печенгскш монастырь... 1892:6]. Для дохристианских (языческих [Ленсу 2003: 419]) религиозных верований саамов характерны тотемизм [Лобазова 2005: 83], фетишизм [Лобазова 2005: 88], анимизм [Лобазова 2005: 92, Чарнолуский 1972: 257]. С этими верованиями слились и возникшие позднее магия и шаманизм [Волков 1996: 73]. После распространения христианства саамы долгое время оставались «полуязычниками», формально соблюдая христианские обряды [Харузин 1890: 181, Ушаков Т. 1.1997: 114]. Таким образом, язычество по-прежнему играло важную роль в жизни саамов, а это не могло не найти своего отражения в лексике. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz