Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.

Моему мужу, главному помощнику, вдохновителю и другу, без которого эта работа не состоялась бы, посвящается ПРЕДИСЛОВИЕ Лексикалюбогоязыкаявляется важнейшим средством фиксации культуры народа, она содержит в себе сведения об особенности его мировоззрения, менталитете, хранит в себе следы народных обычаев и обрядов, верований. Лексика духовной культуры саамского языка не является исключением. Язык саамов Кольского полуострова относится к постепенно угасающим языкам, что связано с отходом саамов от традиционных промыслов и традиционного образа жизни, дисперсностью проживания, отсутствием образовательной среды, функционированием двух орфографических систем, невостребованностью саамского языка в среде саамов, длительностью воздействия на саамский язык русского языка. В языке кольских саамов имеется ряд диалектов, степень сохранности и статус которых неоднородны: уже в 2010 году носителей бабинского диалекта саамского языка оставалось 1-2, йоканьгским диалектом владели около 20 человек, нотозерским диалектом - столько же [Шеллер 2010: 20]. Более свежих социолингвистических исследований не проводилось. В основу описания в данной работе положен кильдинский диалект, которым владеют около 700 носителей и который является языком письменности саамов Кольского полуострова. В условиях исчезновения языка и вместе с ним самобытной саамской духовной культуры актуальное значение приобретают своевременный сбор и фиксация лексического материала, систематизация и всесторонний анализ лексики духовной культуры коренного народа Севера. Под лексикой духовной культуры в данном исследовании понимаются слова, относящиеся к сфере духовной деятельности человека. з

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz