Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.
западных наречиях. При содействии филологов Европеуса, Крона и Генетца есть надежда на серьезные филологические выводы» [Кельсиев 1878: 9]. Основы грамматики кольско-саамских диалектов впервые изложил в 1881 г. венгерский лингвист И. Халас в работе «Ого- sz-lapp nyelvtani vazlat»/ «Очерк грамматики русских лопарей» (перевод с венгерского здесь и далее наш. - Б.В.). В очерке дан краткий раздел по фонетике, однако работа посвящена главным образом описанию морфологии [См. об этом: Терешкин 2002: 19]. И. Халас выделяет разделы «Имя», «Глагол», грамматический анализ подтверждает примерами из текстов А. Генетца. Работа ценна тем, что в ней дается краткий раздел по словообразованию именных и глагольных частей речи. Исследование И. Халаса является первым описанием морфологии кольско-саамских диалектов, однако в нем содержатся ошибочные сведения, анализ которых проведен в работе П.М. Зайкова [Зайков 1987: 12-13]. В 1883 г. «Очерк грамматики русских лопарей» был опубликован в журнале «Nyelvtudomanyi кбг1ешёпуек»/«Вестник языкознания». Основой очерка послужил кильдинский диалект. В работе этнографа Н.Н. Харузина «Русские лопари» в одном из самых значительных разделов, посвященных вопросам верований саамов, содержится богатый лексический материал - саамские названия богов и духов, термины родства [Харузин 1890: 134- 236]. Соответствия этим названиям на кильдинском диалекте приведены в редакции А.А. Антоновой в книге Н.Б. Большаковой «Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем» [Большакова 2005: 241]. В первой четверти XX в. в Сонгельском погосте изучали язык, фольклор и материальную культуру саамов финские исследователи Т. Итконен и С. Паулахарью [См. об этом: Кошечкин 2003: 63]. В монографии Т. Итконена «Чередование ступеней согласных в русско-саамских диалектах» (1916) рассматриваются «типы чередований одиночных согласных с их долгими коррелятами, а также квантитативные чередования различных по качеству сочетаний согласных» [См. об этом: Зайков 1987: 11], установлено наличие в кольско-саамских диалектах трех ступеней чередования. Характеризует саамские диалекты, опираясь на лингвистические исследования финляндских экспедиций, Г.Ф. Гебель, секретарь Архангельского общества изучения Русского Севера: «Диалект кильдинских лопарей образует переход к наречиям западных лопарей, между которыми нотозерский считается самым звучным, так сказать, «парижским» диалектом. Он, действительно, поражает 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz