Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.

Задаче рассмотреть особенности репрезентации саамской культуры в этнографических источниках второй половины XIX - начала XX вв. посвящена диссертация кандидата исторических наук О.А Бодровой. В работе автор анализирует лексический уровень этнографических текстов, который представляет большой интерес для исследования способов создания этнического образа саамов [Бодрова 2009]. Изучение религиозно-мифологического комплекса в саамской культуре, предпринятое в диссертации М.П. Широниной, позволяет более точно и полно представить эволюцию духовной жизни народа, при которой происходило наслоение новых религиозных традиций на старые, что подготовило благоприятную почвудля возможности последующего взаимодействия с религиозными формами, пришедшими из других культур [Широнина 2009]. Таким образом, интерес к уникальной духовной культуре северного народа появился давно. Чаще всего работы содержат отдельные замечания исследователей и путешественников об особенностях характера, верованиях коренного населения Заполярья. Реже - сведения об обрядах жизненного цикла, из них - о погребальном. Это связано, вероятно, с сакральностью самого обряда. В отдельных работах можно встретить упоминание о существовании обряда жертвоприношения, однако полностью этот обряд не описан в проанализированной литературе. В работах русских исследователей и путешественников вплоть до начала XX в. зачастую «представления о лопарях слагались на основании описаний западных лопарей» [Золотарев 1928: 5]. В то же время духовная культура саамов Кольского полуострова не была отдельным предметом исследования ученых. На отсутствие монографических описаний культуры саамов до революции указывал З.Е. Черняков. Отправной точкой изучения этнографии саамов ученые долгое время признавали книгу Н.Н. Харузина «Русские лопари». Это связано с тем, что научного исследования Мурмана до начала XVIII в. не было, научный интерес к истории и культуре региона появляется в конце XIX - начале XX вв., когда мурманский регион становится предметом исследования историков, географов, этнографов В.Ю. Визе, М. Кастрена, А.И. Кельсиева, С.В. Максимова, В.И. Немировича-Данченко, Н.Н. Харузина и др., писателей М.М. Пришвина, К.К. Случевского и др., художников А.Н. Бенуа, В.В. Верещагина, К.А. Коровина и др. В это время появляется образ представителей коренного северного народа, его культуры [Мосолова, Вагинова 2006: 23]. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz