Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.
сейдов у современных ему русских лопарей, объясняется, конечно, только тем, что этот ученый не был в глухих местах Лапландии, ограничившись только легко доступными местностями, и за время своего короткого пребывания в этой области не мог тесно сблизиться с лопарями и войти в их доверие». Верования в происхождение сейдов вследствие окаменения нойдов Визе объясняет анимистическим мировоззрением коренного народа [Визе 1912 (10): 458-459]. Замечания о мировоззрении лопарей, их жизненных ценностях содержатся в путевых записках ученого-практика A.П. Энгельгардта: «Издавна вольный сын широкой бесконечной тундры, лопарь любит эту тундру и свободную кочевую жизнь... Вообще лопарь ясно высказывает, что его жизнь не в пример для него приятнее и лучше, чем жизнь городских жителей». Размышляя о том, что лопарь никогда не променяет свой образ жизни на цивилизованный городской, Энгельгардт приходит к важному выводу: «Вряд ли они будут счастливее при той опеке, которая предлагается в их, будто бы, интересах, для ограждения их от вымирания... И вопрос еще, не будет ли та культурная жизнь, которую хотят им преждевременно навязать, лишь способствовать скорейшему их вымиранию» [Энгельгардт 1897: 64-66]. Ученый упоминает о жертвенных местах саамов [Там же. С. 60]. Этнографические исследования среди саамов в России после первой мировой войны, октябрьских событий и гражданской войны возобновились только в конце 1920-х гг. благодаря Карело- Мурманской комиссии Русского географического общества во главе сД.А. Золотаревым [Золотарев 1927,1928,1930]. Всоставлопарской экспедиции с целью антропологического и медико-гигиенического изучения саамов Кольского полуострова, кроме профессора Д.А. Золотарева, вошли врач Ф.Г. Иванов-Дятлов и этнограф B.В.Чарнолуский. Были сделаны записи опохоронно-погребальном обряде, быте, нравах и мировоззрении лопарей, народной медицине и ветеринарии [Золотарев 1930, Иванов-Дятлов 1928]. Ценными источниками сведений о духовной культуре кольских саамов стали книги этнографа, исследователя В.В. Чарнолуского, который неоднократно бывал на Кольском полуострове. Ему удалось собрать и превести на русский язык саамский фольклор. [Чарнолуский 1965, 1972]. Чарнолускому впервые удалось записать миф об олене Мяндаше, особом божестве лопарей. Миф хранился саамами в глубокой тайне, никому не рассказывался. Материал, собранный Чарнолуским, позволил пролить свет на дохристианские верования саамов, связанные с диким северным оленем [Чарнолуский 1966]. 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz