Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.

Богатый этнографический материал содержится в путевых воспоминаниях Веры Харузиной: об искусстве изготовления костюма лопарей и его национальных особенностях, связанных с их образом жизни: «В костюме лопарки мне бросились прежде всего в глаза 2-3 побрякушки, привешенныя к поясу. Оказалось, что это был нож и игольник, сделанные довольно искусно из лебяжьей кости... каждая лопарка носит на поясе нож и принадлежности шитья, так как умение хорошо шить ставится в особенное достоинство лопарской женщины» [Харузина 1890: 179], представления саамов о жизненных ценностях: «У нас и сватают больше ту девку, которая шить хорошо умеет. Которая «яры» сумеет сшить - ту и сватают» [Там же. С. 180], правила ухода за ребенком и сведения о верованиях лопарей: «Лопари до сих пор боятся чуди. Буря ли, метель застигнет в пути лопаря - то чудь разыгралась, по его представлениям, страшная чудь, которая теперь ушла в землю... И лопарь... знает много заговоров, способных защитить его от нее» [Там же. С. 189]. Ряд важных замечаний о верованиях саамов содержится в курсе лекций В. Харузиной по этнографии, в которых изложены «верования малокультурных народов» [Харузина 1909]. В монографии Н.Н. Харузина «Русские лопари», которая «на долгое время стала основным источником сведений по этнографии саамов» [Волков 1996: 8], четвертая глава посвящена древней религии лопарей и следам древних верований среди современных этнографу русских лопарей, однако, по замечанию Н.Н. Волкова, в основном речь идет о скандинавских саамах. В пятой главе говорится об обрядах жизненного цикла, семейном и общественном быте кольских саамов. Шестая глава посвящена народному творчеству и анализу саамского фольклора. Ценность труда Н. Харузина состоит в том, что в нем собраны подробные сведения об обрядах и обычаях русских лопарей разных погостов, кроме того. В 1911, 1912, 1914 и 1917 гг. в «Известиях Архангельского общества изучения русского Севера» были опубликованы статьи известного полярника В.Ю. Визе по отдельным вопросам саамской этнографии и фольклора. Научная ценность статей, посвященных саамским сейдам, музыке и эпосу, в том, что в них содержится не только обильный фактический материал, но и глубоко научная его интерпретация [Визе 1911, 1912]. В.Ю. Визе отметил живучесть языческих верований в среде лопарей: «И сейчас еще почитание сейдов не совсем исчезло среди лопарей и <.. .> в частностях своих имеет много общего с культом сейд древних лопарей. Тот факт, что Н. Харузин 25 лет тому назад не мог найти и следа почитания 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz