Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.

половины XIX в. Ряд статей на страницах Известий Архангельского общества изучения русского Севера, нередко принадлежащих перу политических ссыльных (А.С. Ефименко, П. Ефименко и др.), знакомят с экономикой, бытом, поэзией и социально-правовым положением саамов [Волков 1996: 7]. Разнообразные сведения о быте и духовной жизни русских лопарей собраны в этнографическом очерке Н. Дергачева: подробно описан обряд крестования, распространенный у саамов, история христианизации кольского Севера и роль в этом Феодорита, церковные обряды, которые соблюдают русские лопари. Отдельный раздел посвящен языческим верованиям саамов, связанным с жертвоприношением, а также мифологическим представлениям коренных жителей, демонологии, колдунам и колдовству. Другой - обрядам: родильному, крестильному, погребальному; подробно описан свадебный обряд. Н. Дергачев сообщает редкие сведения об обычаях, направленных на охранение скота от зверя, человека от медведя, в отдельном разделе знакомит с разного рода увеселениями лопарей, как-то: беседами, играми, песнями [Дергачев 1877]. О религиозности лопарей можно почерпнуть сведения у Д.Н. Островского: «На Крещенье лопари приезжают к церкви Бориса и Глеба для крещения детей, игры свадеб» [Островский 1889: 3]. В своей работе он приводит лопарские предания, посвященные проводнику православия - преподобному Трифону, нойдам, врагам лопарей - Чуди и Сталло: «Чудь всегда приходила войском. Сталло всегда являлся один с своей собакой. «Сталло» означает человека, закованного в латы, и если название Чудь относится главным образом к Финляндцам, то Сталло представляет русскаго или норвежца, собирающего дань, угнетающаго лопарей». Д.Н. Островский рассказывает о суевериях лопарей, их приметах и колдовских умениях, характеризует песни [Там же. С. 9]. История христианизации саамов русскойЛапландии иее значениедля саамов изложены в книге Д.Н. Бухарова «Поездка по Лапландии осенью 1883 года»: «У нас и первые просветители и их последователи ограничились лишь формальною стороною дела, тогда как рядом в Скандинавии христианство, распространившееся столетием позже, шло рука об руку и с действительным просвещением лопарей» [Бухаров 1885: 36]. Профессиональными этнографами, изучавшими саамов, были В.Н. и Н.Н. Харузины, командированные в саамские районы в 1887 г. Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz