Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.

при помощи ведунов или бури» [Там же. С. 345]. Из произведения писателя мы узнаем о культурных ценностях коренного народа в то время: «У лопарей заметно особенное уважение к тем, кто умеет составлять песни и рассказывать старые былины» [Там же. С. 352], о своеобразии и богатстве народной поэзии лопарей: «Помимо своей поэтичности, сказки и песни этого народа дадут этнографу богатый материал для заключения о старине лопской... Сведения, собранные мною о быте и жизни лопарей, крайне интересны. Это целый новый мир, имеющий мало общего с тем, к чему мы привыкли у себя» [Там же. С. 369]. В своих книгах писатель подробно рассказывает о быте и обычаях, религиозном чувстве северного народа, о различии лопарских наречий, о душевном устройстве лопарей, их взаимоотношениях в семье, о поверьях и преданиях, обычаях, свадебном и похоронном обрядах [Немирович-Данченко 1877, 1913]. В 1878 г. опубликована работа А.С. Ефименко «Юридические обычаи лопарей». В отдельном разделе подробно описаны обычаи саамов при вступлении в брак, кумовство, крестование, особенности характера, представления о жизни, взаимоотношения, права и обязанности [Ефименко 1878: 19-53]. Ценные сведения о дохристианских верованиях лопарей, в частности вере в сейдов, содержатся в книге известного путешественника-беллетриста А.В. Елисеева «По белу свету»: «Времена язычества для лопарей недалеки. Вся Лапландия полна остатками этой эпохи. Даже и теперь лопарь, нося официально имя христианина, на самом деле бывает часто грубым язычником и пантеистом, который обоготворяет каждое дерево, каждую гору и реку» [Елисеев 1895: 72-77]. В связи с подготовкой первой в России антропологической выставки, ее организационный комитет командировал на Кольский полуостров молодого естествоиспытателя А.И. Кельсиева. В течение двух месяцев в 1877 г. А.И. Кельсиев проводил антропологические измерения в саамских погостах, делал зарисовки, вел записи лингвистического и этнографического материалов, собрал небольшую коллекцию резьбы по дереву, плетению из бересты и корней, вышивок бисером, предметов одежды, изображений родовых клейм. В дневнике от 22 июля 1877 г. он писал: «Собрал богатый и драгоценный по редкости и красоте этнографический материал, еще совершенно неизвестный в столицах» [Кельсиев 1878: 14]. К сожалению, в настоящее время материал этот утрачен [Кошечкин 2003: 62]. Особый интерес к саамам в литературе наблюдается со второй 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz