Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.

потребности удовлетворяются только весьма редким посещением священника из ближайшей русской деревни или города. В обыденной жизни они строго соблюдают предписания греческой церкви; но под этой христианской внешностью скрывается много суеверий. Особенно глубоко укоренилась у них вера в колдовство. Вышеупомянутые аккальские лопари, как искуснейшие колдуны, пользуются великим почетом» [Кастрен 1860: 84, 86-87]. Многие русские литераторы отмечали самобытность и своеобразие жизненного уклада и духовного мира лопарей. Писатель С.В. Максимов осуществил свою «литературную экспедицию» в Лапландию в 1856 г. Ее результатом стала известная книга ярких путевых очерков «Год на Севере» [Максимов 1859]. «Лопарь, за крайнею ли удаленностью церквей, или по другим каким, более важным причинам, при православии - крайне суеверен и мало религиозен при всем стремлении уподобляться русским, как сделал это, например, относительно одежды. У лопарей в округе Аккульском водятся такие опытные колдуны, к которым приходят гадать чухны из Саволакса и других мест Финляндии. Здешние кудесники не употребляют однако ни причитаний, ни заговоров, ограничиваясь некоторыми механическими приемами, передаваемымиизродаврод.Терские, например, несоблюдая постов, употребляют круглый год куропаток и наивно оправдываются тем, что куропатка - летучая рыба. Новорожденный ребенок иногда целые годы остается у них без крещения; редкий из взрослых знает какую-либо молитву: большая часть ограничивается крестными осенениями и частыми поклонами перед иконами в часовнях, при своих погостах, при свете свечей, которые держат обыкновенно в руках; лопари носят крест, как украшение, поверх одежды» [Максимов 1890]. Ряд популярных произведений, посвященных обитателям Лапландии, опубликовал известный беллетрист В.И. Немирович-Данченко. Вопреки устоявшемуся в то время мнению ученых о том, что мурманская лопь не имеет народной поэзии, он заинтересовался песнями, преданиями и сказками северного народа. В его книге содержится ценный материал о психологии, верованиях и народном творчестве саамов того времени. В песнях писатель отметил своеобразие и красоту лопарской мелодии, грусть и печаль в мотиве, гармонично сочетающемся с окружающим безлюдьем и недвижимым простором Имандры [Немирович- Данченко 1903: 341]. В преданиях Немирович-Данченко отметил характерную черту: «.. .лопари почти всегда играли страдательную роль. Лопь редко бьет чудь, шишей и шведов... напротив, чудь, шиши и шведы бьют лопарей. Если лопь и спасается, то только 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz