Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.
упражняются в красильном искусстве» [Георги 2007: 52]. Вместе с тем он подробно рассказывает об обычаях, обрядах жизненного цикла лопарей, их дохристианских верованиях и связанных с ними жертвоприношениях, шаманстве [Там же. С. 49-58]. Важной вехой в изучении Лапландии были академические экспедиции под руководством академика И.И. Лепехина при участии его ученика Н.Я. Озерецковского. Последний провел в Коле зиму 1771-1772 гг. Ему принадлежат «Примечание на Кольский острог», «Описание города Колы и Архангельска» и записка «О российской Лапландии», до сих пор остающаяся лишь достоянием архива. Записка содержит сведения о традиционных занятиях саамов - изготовлении оленьих шкур, одежды, вышивке бисером и др. [См. об этом: Кошечкин 2003: 61]. В «Описании Колы и Астрахани» Озерецковский сообщал о религиозности лопарей: «Все Лопари, России подданные, суть христиане одной с нами веры, к которой многие из них прилеплены весьма усердно, хотя во всей Лапландии одна только церковь находится» [Озерецковский 1804: 62]. В то же время он отмечал своеобразие их веры: «Сказывают, что они постов не наблюдают и едят всегда мясо, называя куропаток летучею рыбою» [Там же. С. 64]. Это было первое обстоятельное этнографическое описание коренного народа, особенно ценное описаниями одежды саамов и их обычаев конца XVIII и начала XIX вв. [Там же. С. 77-79]. Отдельные сведения о духовной культуре коренного народа: религиозности, вероисповедании - содержатся в записках гидрографа М.Ф. Рейнеке, который отмечает, что лопари «все Греко-Российского исповедания, строго соблюдают посты и прочие обряды религии, хотя священников видят очень редко» [Рейнеке 1830: 22]. Исследователь сообщает об одежде, средствах передвижения и «упражнениях Лопарей во время жительства в зимних погостах» [Там же. С. 24-24]. Существенный вклад в изучение саамов внес М. Кастрен, неоднократно побывавший в Карелии и Лапландии (в 1833, 1838, 1839 гг.). Ряд работ ученого посвящен языку и этнографии саамов: характеристике саамских жилищ, одежды, национального характера и духовного мира саамов, религиозных верований. Кастрен замечает много общего между нравами и обычаями саамов «деревни» Синьель, приграничной с Финляндией, «ближайшей к Энаре», и финских саамов. По мнению исследователя, в религиозном отношении русские лопари «стоят на очень низкой степени. Они не имеют почти никакого понятия о духе и учении христианском; никто не умеет читать, и религиозные их 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz