Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.

Внутри диалектных групп саамского языка существует подразделение на более мелкие языковые группы - говоры. Диалекты саамского языка на территории России относятся к восточной группе диалектов: колттский-нотозерский на северо- западе Кольского полуострова; бабинский в окрестностях о. Имандра; кильдинский диалект в центральной части Кольского полуострова; йоканьгский диалект на восточной оконечности Кольского полуострова [Керт 2003: 49]. Степень сохранности и статус различных диалектов неоднородны: носителей бабинского диалекта саамского языка осталось 1-2, йоканьгским диалектом владеют около 20 носителей, нотозерским диалектом - около 20 носителей, кильдинским диалектом саамского языка владеют около 700 носителей. Однако не все из них являются активными носителями языка. Так, активных носителей кильдинского диалекта менее 100 чел., иоканьгского - 1-2, активных носителей нотозерского и бабинского не осталось [Шеллер 2010: 20]. «Под «активными носителями» понимаются люди, которые свободно говорят на саамском языке, как на первом или втором языке. Активные носители используют саамский язык естественно, в быту на всех уровнях общения» [Там же. С. 18]. Существуют и другие данные относительно количества носителей саамских диалектов в России, однако степень расхождения невелика [Там же. С. 20]. Общая численность саамского населения России больше числа носителей языка, поскольку многие саамы говорят только на русском. 1.3. Духовная культура саамов в этнографической литературе О самобытности духовной культуры саамов, о том, что она представляет большой познавательный и научный интерес, говорил этнограф В.В. Чарнолуский [Чарнолуский 1972: 257], священник К. Щеколдин, который собирал саамский фольклор [Щеколдин 1890], другие ученые. Возможно, о лопарях, называя их финнами, упоминал римский ученый Тацит (около 90 г. н.э.), отмечая их чрезвычайную дикость и отвратительную бедность [Чарнолуский 1965: 11]. Сведения о жизни, занятиях и верованиях саамов рассеяны в русских летописях. Население Кольского полуострова именуется как «лешая» (лесная) или «дикая лопь». Русские источники отмечали те же черты их быта, что и западноевропейские документы. Например, монашеские рукописи основанного в 1436 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz