Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.

принято решение о создании Саамского парламента Кольского полуострова - выборного представительного органа саамского народа. Однако в настоящее время одной из серьезных проблем саамского социума становится сохранение саамского языка. «Еще никогда во всей истории саамского этноса вопрос языка и письменности не стоял так остро, по сути дела, на грани его полного исчезновения» [Богданов 2000: 5]. Отход от традиционных занятий, дисперсность расселения саамов создают трудности функционирования языка в саамском сообществе. В силу различных причин исчезли исконные саамские поселения Чудзъяврь, Воронье, Иоканьга. Село Ловозеро остается единственным местом компактного проживания саамов на Кольском полуострове и возможностью устного общения. Уходят многие носители самобытной саамской культуры и языка, что грозит исчезновению этой культуры. До 1982 г. язык российских саамов оставался бесписьменнымязыком. Недостаточное внимание уделяется сохранению саамского языка сегодня: он преподается в интернате п. Ловозеро факультативно и только в начальной школе. Функционируют две орфографические системы, которые в условиях незаконченного становления письменного языка дезорганизуют обучающихся [Иванищева Социолингвистический портрет... 2008: 50-51, Европейская Хартия о региональных языках... 2011, Проблемы сохранения языка... 2011, Сохранение и ревитализация... 2011, Иванищева, Прахова Языковая картина мира... 2007, Ситуация языкового сдвига... 2007, Керт 2007: 12]. Все это может привести к полной утрате языка и как следствие - нежизнеспособности этноса, главным отличительным признаком которого является язык. «Устойчивость этноса определяется не только способностью языка адекватно отражать все стороны жизни народа, но и тем, в какой степени язык функционирует в различных социальных группах населения» [Керт 2007: 10]. Саамский язык составляет отдельную группу финно- угорской ветви уральской языковой семьи. «Принадлежность саамского языка к уральской семье языков доказывается генетической общностью части словарного состава, а также словоизменительными и словообразовательными суффиксами, восходящими к уральскому праязыку» [Керт 1994: 99]. Однако по своим особенностям он наиболее близок прибалтийско-финским языкам, что связано с общностью происхождения и истории, территориальной близостью. Как и для прибалтийско-финских языков, для саамского характерны наличие развитой системы агглютинативных (приклеивающихся) аффиксов и аналитического 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz