Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.

саамского населения занималось промыслом трески. У восточных саамов значительную роль играло оленеводство, дополняемое промыслом семги. В XIX в. каменские саамы охотились на дикого оленя. Все саамы охотились на крупных (лось, волк) и мелких животных, птиц. В основе этнографической самобытности саамов лежит оленеводство [Волков 1996: 46]. Своеобразный тип хозяйства российских саамов связан с сезонными перекочевками и уникальной социальной организацией, так называемым сыййтом, когда собрание старших или глав семей контролировало охотничьи и рыболовные угодья семей. Цикл кочевания зависел от местного ландшафта, времени года и от биологических особенностей поведения оленей, рыб, птиц и зверей. «Потому кочующие, что лопарь живет по рыбе и по оленю. В жаркое время олень от комара подвигается к океану. Лопарь - за ним» [Керт 2003: 41]. Характер традиционного саамского хозяйства предполагал бережное отношение к природе. Саам никогда не брал рыб или птицы больше, чем нужно для нужд семьи. Однако именно эта особенность веками сложившегося саамского менталитета была непонятна путешественникам и исследователям и вызывала с их стороны упреки в неразумности жизни лопарей, причину которой они видели в лености, бесхозяйственности [Гебель 1909: 68, 85, Рейнеке 1830: 24, Энгельгардт 1897: 67]. Цикличная система хозяйства просуществовала у саамов в чистом виде до начала XX в. Систему эту разрушила ликвидация традиционной системы пользования угодьями в 1917 г. и последовавшая вслед за этим коллективизация [Киселев 2009: 19- 20]. Промышленное освоение края принесло значительный урон природе и традиционным видам хозяйственной деятельности. Саамов, по существу, отторгли от привычной среды обитания. Отрасли хозяйства, считавшиеся исконно саамскими, были подчинены государственным структурам и не приносили необходимого дохода саамскому населению. В последние десятилетия у саамов в России отмечается подъем национального самосознания и культуры. Создана Ассоциация кольских саамов (1989), ассоциация малочисленных народов Севера «Родина» (1995), Общественная организация саамов Мурманской области (1998), развиваются народные промыслы, культурные и спортивные связи с зарубежными обществами и организациями саамов. Идет становление профессиональной литературы. Организован и функционирует национальный культурный Центр (1994). В 2010 г. на Втором съезде саамов было 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz