Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.
Хотя саамы считаются на сегодняшний день одним из наиболее изученных этносов мира, проблема их происхождения остается недостаточно освещенной и дискуссионной [Манюхин 2002: 3]. Для разрешения этого вопроса начиная с XIX в. было выдвинуто много гипотез, которые могут быть представлены в рамках трех основных концепций: 1) саамы - народ автохтонный, с глубокой древности занимает территорию на Севере Европы; 2) саамы - пришельцы с востока или юго-востока: Приуралья, реже Зауралья и Западной Сибири; 3) в образовании саамов принимало участие как местное, так и пришлое население (европеоидное и монголоидное) [Там же. С. 4]. Саамы - народ самобытной арктической культуры, однако «культура их не образует круга явлений, присущих лишь саамам». Этнографическая самобытность коренного народа явилась результатом их проживания с незапамятных времен в суровых арктических условиях Севера, разнообразных культурных связей, которые исторически уходят в глубокую древность [Волков 1996: 43, Турина, Хлобыстин 1975: 410, Мосолова, Вагинова 2006: 19], соседство с карелами, русскими и скандинавами, о чем неоднократно встречаются замечания в этнографической литературе [Бухаров 1885:89, Золотарев 1928:142,146, Энгельгардт 1897: 64]. В процессе освоения саамами северных пространств сложилась своеобразная арктическая культура этого северного народа, отличающая его не только от европейских соседей, но и от народов Зауралья (самодийцев, обских угров), сходных с саамами по условиям жизни. В общественной жизни саамов, вплоть до начала XX в., сохранялись пережитки первобытнообщинного строя [Чарнолуский 1972: 255, 256]. Хозяйственно-культурные особенности неодинаковы для всех групп саамов, они разнятся в зависимости от территории, на которой проживают группы, и, как следствие, от традиционных промыслов: в лесных районах северной Швеции и Финляндии саамы занимались в основном охотой на дикого северного оленя и пушных зверей, а также лесным оленеводством; на побережье Северного Ледовитого океана - морским рыболовством; в горных районах Норвегии, Швеции и Финляндии - преимущественно оленеводством [Керт 2003: 39]; на Кольском полуострове у западных кольских саамов (нотозерских, бабинских, екоостровских) ведущую роль играло озерноречное рыболовство, у северо-западных (пазрецких, печенгских, мотовских) - морское рыболовство. В конце XVIII - начале XX вв. около 70% взрослого 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz