Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.

В данной работе за основу берется следующее определение Н.И. Толстого: «Этнолингвистика есть раздел языкознания или - шире - направление в языкознании, ориентирующее исследователя на рассмотрение соотношения и связи языка и духовной культуры, языка и народного менталитета, языка и народного творчества, их взаимозависимости и разных видов их корреспонденции» [Толстой 1995: 27]. Предметом исследования в данной работе будет в первую очередь лексика «с национальными этнокультурными значениями» [Ахметьянов 1981: 3], так называемая «культурная лексика» [Толстая 1996: 235-248], т.е. имена культурных реалий - названия обрядов, специальной обрядовой терминологии, например свадебной, погребальной, родильной, названия праздников, видов народного искусства. Значительная часть лексики традиционной народной духовной культуры саамов носит этнографический характер, она в наиболее адекватной форме отражает формы быта и самосознание народа, своеобразное видение мира предками саамов и служит «особым ориентиром в его освоении». Специфика данного пласта лексики состоит в национальной специфике культуры саамского народа, возникшего и развивавшегося в условиях, продиктованных особенностями жизни и быта оленеводов, сложным и противоречивым характером религиозных форм общественного сознания, на основе которых возникли обряды и обрядовая лексика саамского языка. Культура саамского народа несколько веков испытывала на себе влияние культур географических соседей, особенно сильным было влияние русской культуры в силу сложившихся исторических условий. Эти процессы отразились в саамских диалектах. Многие элементы народной саамской культуры уже невозможно реконструировать, описание их отсутствует в этнографических источниках. Кроме того, язык кольских саамов долгое время оставался бесписьменным - письменность в том виде, в каком она существует сегодня, была создана в 1982 г. вместе с выходом в свет «Букваря» А. Антоновой. Внастоящее время саамский язык имеет статус исчезающего языка. В этих условиях лексика духовной культуры кольских саамов является важнейшим, если не единственным средством фиксации культуры коренного народа. Являясь составной частью словаря традиционной народной культуры саамов Кольского полуострова, лексика духовной культуры сама по себе интересна с точки зрения своего состава, семантики, словообразования, особенностей функционирования, в то же время она является ценным источником для изучения особенностей диалектов саамского языка. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz