Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.

и неодноплановой дисциплины необходимо обращение этнолингвистики к историческим, историко-генетическим проблемам и задачам, к диахроническому плану исследований [Толстой 1995: 29]. В разработке этнолингвистического направления в России огромное значение имели работы Е.Ф. Будде, М.В. Витова, Н.Н. Дурново, Д.К. Зеленина, А.И. Соболевского, В.Н. Топорова, О.Н. Трубачева, А.А. Шахматова и др. [См. об этом: Толстой 1995: 35]. Изучая язык в аспекте его соотношения с этносом, этнолингвистика прежде всего учитывает специфические особенности этноса. «Какие образы, представления, знания того или иного этноса как, каким образом выражаются в языке - это одна из наиболее серьезных проблем этнолингвистики» [Герд 1995: 58]. По мнению Н.И. Толстого, для реконструкции древних соотно­ шений языка и этноса, языка и народной культуры существенно обратить внимание на язык, религию, верования, обычаи, искусство [Толстой 1995: 29]. Н.И. Толстой сформулировал задачи, предмет и объект этнолингвистики, ее методы и соотношение с другими дисциплинами. Объектом изучения этнолингвистики является не только язык, но и такие формы и субстанции, в которых выражено коллективное сознание, народный менталитет, а также сложившаяся в том или ином этносе «картина мира», т.е. вся народная культура, все ее виды, жанры и формы: вербальные (лексика и фразеология, паремиология, фольклорные тексты), акциональные (обряды), ментальные (верования). Предметом этнолингвистики является содержательный план культуры, ее семантический (символический) язык, ее категории и механизмы. Целью этнолингвистики является семантическая реконструкция традиционной (архаической, дохристианской, мифопоэтической в своей основе) картины мира, мировоззрения, системы ценностей [Толстая 1996: 235-248]. Раскрывая суть этнолингвистического подхода к изучению славянской духовной культуры, Н.И. Толстой опирался на значение самого термина «этнолингвистика», которое складывалось из двух составляющих: этно - обозначает, что «традиционная народная культура изучается в ее этнических, региональных» и «диалектных формах», лингвистика обозначает, что главным источником для изучения традиционной культуры является язык. Этнолингвистика пользуется многими лингвистическими понятиями и методами - такими, как семантика, грамматика, синтаксис, прагматика, диалект, текст, синонимия, оппозиция, реконструкция и др. ю

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz