Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.

лексемы могут образовывать словосочетания с исконными саамскими словами (машина нйввъл ‘машинная игла’). В результате полевых исследований нами собрано 36 лексем, не зафиксированных в словарях саамского языка. Декоративно-прикладное искусство саамов имеет давние традиции, оно отражает традиционное мировоззрение коренного народа, является результатом своеобразных представлений саамов об окружающем их мире. Лексика декоративно-прикладного искусства свидетельствует о богатых самобытных традициях ручной работы, о смекалке коренного народа, который смог приспособить суровые условия Севера для своего быта, умело сочетая природное богатство с художественным вкусом. 2.5. Тематическая группа «Лексика праздников» Вданной тематической группе в проанализированном материале зафиксировано 39 лексических единиц, что составляет4,8 % общего количества собранной лексики духовной культуры кильдинского диалекта саамского языка. Среди них 7 однословных лексем (5 непроизводных, 2 производных) и 32 словосочетания (с выраженной связью: 15 синтетических; с невыраженной связью: 6 с примыканием, 7 с соположением; словосочетания из трех и более единиц: 4). Описание саамских праздников и их названия можно встретить в этнографических исследованиях Н.П. Большаковой, Д.А. Золотарева, Н.Н. Харузина, В.В. Чарнолуского, отдельные сведения можно получить из средств массовой информации [Саамская библиография 2005: 37-38]. Лексический материал наиболее полно представлен в книге Н.П. Большаковой. Однако лингвистического анализа лексических единиц данной ТГ до сих пор предпринято не было. В словарях обычно указывают на один из признаков праздника - ‘пустой день, не наполненный работой’ [Культурология Т.2. 2007: 271, Ожегов 1981: 511, Большой толковый словарь... 1998: 954]. Выполнение работы в праздник всегда считалось грехом в народе. Архаичное понятие, обозначающее праздник, в кильдинском диалекте саамского языка обозначается словом пассъпеййв, что значит ‘воскресенье’ [СРС: 250]; ‘1) выходной день; 2) воскресенье' [ССРРС: 70]; букв, ‘святой день’. «У всех народов мира также существовали названия праздников, содержащих идею сакральности (ср.: рус. святки, пол. Swieto, серб.-хорв. свеИаник и т.п. - от svet ‘святой’, ‘сакральный’; англ. holiday, holy ‘святой’)» [Винокурова 1994: 14]. В саамском языке слово праздник также 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz